В Усинске наметилась странная тенденция: всё больше злостными неплательщиками алиментов становятся женщины, причём не всегда они безработные или пьющие, напротив, зачастую это вполне материально обеспеченные и платёжеспособные дамы.
– Конечно, это не означает, что в нашем городе к уплате алиментов привлекаются преимущественно мамы, – рассказывает и.о. начальника отдела судебных приставов г. Усинска Управления федеральной службы судебных приставов по РК Людмила Доронина. – Этот факт, прежде всего, говорит о том, что отцы более дисциплинированные и ответственные. После развода или лишения родительских прав мамы и папы иной раз всеми силами пытаются вычеркнуть своих детей из жизни, они забывают об их существовании, не интересуются их судьбой. И наша задача – напомнить родителям об их обязанности обеспечить детям достойную жизнь.
Сегодня в производстве у судебных приставов находится около 700 исполнительных дел по взысканию алиментов в пользу несовершеннолетних детей. А с начала этого года возбуждено уже 42 дела. Согласитесь, для небольшого города это серьёзные цифры.
Если бывшие супруги цивилизованно подходят к вопросу содержания детей, они заключают соглашение, в котором оговаривают размер, способ и порядок уплаты алиментов на детей. А также они должны соблюсти условие – размер выплаты на одного ребёнка не может быть меньше четверти дохода плательщика, на двух детей – одной трети, на трёх и более детей – половины. И в обязательном порядке такое соглашение должно быть заверено нотариально. Но, к сожалению, чаще супруги не могут прийти к соглашению, и тогда дело решается в суде. Следует отметить, что подать заявление о взыскании алиментов могут не только мать или отец, с которыми проживают дети, но и те люди, на иждивении которых находятся несовершеннолетние.
– У нас в производстве есть немало подобных дел, – говорит Людмила Ивановна. – Например, поступило заявление на взыскание алиментов с нерадивой матери в пользу двух её дочерей от родной сестры, с которой девочки теперь и проживают. Ещё до лишения родительских прав женщина пила, нигде не работала, воспитанием детей не занималась. Семья как неблагополучная была поставлена на учёт в отделе по делам несовершеннолетних и органах соцзащиты. С матерью проводились беседы, она неоднократно приглашалась на комиссию по делам несовершеннолетних, привлекалась к административной ответственности. Но изменить что-либо в своей и жизни своих дочерей она не захотела. В результате её лишили родительских прав, а суд обязал женщину выплачивать алименты на детей в размере 1/3 от всех доходов. Но ни копейки дочки от неё не получили. В отношении этой гражданки будет возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты алиментов и за сокрытие фактов трудоустройства и получения зарплаты.
По словам Людмилы Дорониной, немалую долю в производстве у приставов составляют дела, когда в качестве законных представителей детей, чьих матерей лишили родительских прав, выступают органы опеки и попечительства. Такие женщины, как правило, не только не выплачивают алименты, но и вообще не интересуются судьбой ребёнка, не навещают в детском доме. Как, например, молодая мама, которую лишили родительских прав за пьянство, бродяжничество и антисанитарию, которую она развела у себя дома. Годовалого малыша определили в Дом малютки, где мать его ни разу не навестила и не сделала ни одной попытки, чтобы восстановиться в родительских правах.
Нередко позиция плательщика заключается в том, что он собирается копить деньги и лишь когда ребёнок вырастет, передать ему всю собранную сумму. Идея делать накопления, чаще всего, оканчивается неудачей. А, кроме того, такой вариант реализации исполнительного производства незаконен – есть, одеваться, учиться ребёнку необходимо сейчас, а не тогда, когда горе-родитель накопит нужную сумму.
– С должниками судебный пристав-исполнитель ведёт постоянную работу – проводит беседы, выясняет причины неуплаты, выносит предупреждение об уголовной ответственности, – продолжает Л. Доронина. – Когда таких предупреждений накапливается два и более, возбуждается уголовное дело, которое передаётся в суд. К должнику применяются меры принудительного характера – арест имущества, счетов, ограничение выезда за пределы государства. В 2011 году 23 усинца вместо отпуска за границей провели его в России.
В городском отделе судебных приставов-исполнителей делами о взыскании алиментов занимаются два сотрудника – это Вадим Симорот и Велена Сарана. Результатом их работы в прошлом году стало прекращение исполнения по пятидесяти процентам дел, находившихся в производстве. Часть из них были завершены так называемым фактическим исполнением (дети достигли 18 лет), по остальным проведена работа с бухгалтериями предприятий, которые будут удерживать алименты из зарплаты работников. И пока должник полностью не погасит задолженность, он будет на постоянном контроле у судебных приставов.
Суммы долгов по алиментам разные – от нескольких десятков до сотен тысяч. А вот наказание может быть одинаково строгим. С начала этого года санкции к злостным неплательщикам ужесточились. Если раньше это были обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, исправительные работы либо арест на 3 месяца, то теперь алиментщики могут лишиться свободы на срок до одного года. В качестве альтернативы заключению в «местах не столь отдалённых» вводится новый вид уголовной ответственности – принудительные работы, которые могут назначаться на срок от 2 месяцев до 2 лет. При этом из заработной платы осуждённого будут удерживаться алименты в пределах 5-25 процентов.
Розыском скрывающихся алиментщиков теперь будут заниматься судебные приставы-исполнители – ранее это было в полномочиях органов внутренних дел. В прошлом году сотрудники ОМВД России по г. Усинску разыскивали 21 неплательщика.
– Конечно, наш город имеет свою специфику, которую придётся учитывать, – отметила Л. Доронина. – Это и работа вахтовым методом, и проживание на съёмных квартирах. Но, думаю, мы справимся со всеми поставленными задачами. Пока каждый неплательщик не поймёт, что, уклоняясь от своих прямых обязанностей, он наказывает не бывшую жену, а своего ребенка. Пока не осознает, что эти деньги помогут его сыну или дочери достойно жить, не чувствовать себя обделённым и иметь всё то же, что у детей из полных семей, работы у нас не убавится.
Отправить комментарий