Отгремели салюты, завершились торжества, посвящённые 70-летию Великой Победы. Но акции, цель которых – сохранить память о каждом участнике войны и трудового фронта, узниках концлагерей, блокадниках, детях, которые трудились наравне со взрослыми, о тех, кто приближал долгожданный День Победы, – не прекращаются. Как и наши публикации о ветеранах в рамках проекта НК «Роснефть» «Я помню! Я горжусь!».
На передовой
До тех пор, пока потомки помнят о подвиге своих дедов и прадедов, пока рассказывают об их славном прошлом, мир не забудет о самой страшной войне двадцатого века.
В этом уверена тринадцатилетняя Мария Мишарина, учащаяся 7 класса Гимназии искусств при Главе РК им. Ю. А. Спиридонова, родившаяся и выросшая в селе Колва. Она рассказала о своём прадедушке, который хоть и не воевал на фронте, но тоже был на передовой – служил в милиции, обеспечивал порядок, борясь с преступностью.
В рассказе школьницы нет бередящих душу подробностей, но чувствуется глубокое уважение к памяти родного человека, которую бережно хранят в её семье и в семьях всех его детей.
– Мой прадед, Коданёв Фёдор Иосифович, родился 17 февраля 1907 года в селе Слобода Сыктывдинского района, – рассказывает Маша. – С семнадцати лет начал работать на лесозаготовках, отслужил в Красной армии, а когда ему исполнилось 25, переехал в Сыктывкар, стал милиционером в управлении рабоче-крестьянской милиции НКВД Коми АССР. За несколько лет до начала войны прадедушка женился на девушке с необычным именем Манефа. Их союз подарил жизнь пятерым детям – Альбине, Лилии, Галине, Василию и моей бабушке Дине.
В годы войны Фёдор Иосифович служил в Сыктывкарском отделе милиции, командовал женской ротой – большинство мужчин ушли на фронт, и правопорядок обеспечивался силами сотрудниц. За добросовестную службу командование наградило его именным оружием, а после войны он получил сначала звание лейтенанта, а потом – старшего лейтенанта милиции. Всего в органах правопорядка Фёдор Иосифович проработал больше тридцати лет. Награждён орденами Красной Звезды и Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После болезни в возрасте 75 лет он умер и с почестями похоронен на Сыктывкарском городском кладбище. Горжусь прадедушкой и всегда буду помнить о нём.
Жизнь на двоих
Двадцать лет прошло, как не стало ветеранов Тихона Савельевича Филиппова и Анфии Прокопьевны Артеевой, но в Щельябоже их по-прежнему помнят, уважают за трудолюбие, честность и порядочность, а в Прасканской школе Тихона Филиппова почитают особо, ведь именно он когда-то стал её основателем…
Тихон Савельевич родился 24 августа 1914 года в деревне Усть-Ижма Ижемского района. Его родители Евфимия Ивановна и Савелий Иванович занимались бондарным делом. Семья была многодетной и небогатой, но образование ребятам, в том числе и Тихону, родители дать смогли.
Сначала Тихон учился в начальной школе, а затем перевёлся в Красноборскую среднюю, которую и окончил в 1930 году. Сразу после этого уехал в Ижму, где поступил на восьмимесячные учительские курсы. Получив свидетельство, по направлению райкома комсомола отправился в деревню Праскан преподавать и заведовать школой.
«В сентябре 1931-го мать снарядила меня в дорогу, положив в котомку немного еды и овечье одеяло с малицей, – вспоминал Тихон Филиппов, – сначала от Ижмы надо было добраться до Щельябожа на пароходе. Шёл он так медленно, что дорога в несколько сот вёрст заняла пять дней. Прибыл в село, сошёл на берег. Иду в сельсовет, а сам от волнения едва дышу. Да и чего с меня взять-то было, ребёнок совсем – мне тогда только 17 годков исполнилось. Предъявляю документы, а мне говорят, что в Праскани, куда меня направили, никакой школы пока ещё и нет. Поэтому мне самому надо и помещение подыскать, и обучение организовать. Дали мне букварь, несколько книжек и тетрадей, карандаш, ручку – иди, учительствуй. На следующий день мы на трёх лошадях отправились в Праскан. Там нашли частный дом, в котором под школу выделили второй этаж, оборудовали его своими силами, поставили скамейки, столы и приступили к занятиям. Трудно приходилось: учебных принадлежностей не хватало, деревенские почти все неграмотные, поэтому не только детвору учили, но и ликбезом взрослых занимались. Но школу прасканцы любили, посещали хорошо. Местные жители все оказались прекрасными людьми – добрые, отзывчивые, гостеприимные, всегда приходили на помощь, предлагали ночлег, продукты. Всегда всё делали вместе, дружно и легко».
В 1934 году Тихон женился на Екатерине, которая через три года от тяжелой болезни умерла. А спустя год в его жизни появилась Анфия Артеева, которая оказалась любовью на всю жизнь.
Анфия Прокопьевна тоже была учительницей, преподавала в начальных классах. Родом она из Усть-Лыжи, воспитывалась в семье оленеводов Фёклы Григорьевны и Прокопия Прокопьевича, которые были крепкими хозяевами, до революции имели своё стадо в три тысячи голов, а после коллективизации вынуждены были перебраться в Праскан и работать в колхозе. В семье Артеевых родилось 13 детей, но выжили лишь трое – Прокопий, Анфия и Нина. Окончив школу, Анфия несколько месяцев работала пионервожатой в с. Петрунь Интинского района, в 1937-м заведовала общим отделом окружкома ВЛКСМ в Усть-Усе и заочно обучалась в Сыктывкарском педучилище.
В 1938 году, выйдя замуж за Тихона Филиппова, стала работать вместе с супругом, преподавала в начальных классах Прасканской и Щельябожской школ. На учительских курсах Тихон решил не останавливаться и заочно окончил Мохчинское педучилище Наркомпроса Коми АССР.
Молодую учительскую пару ценили, с ними советовались, к их мнению прислушивались – педагог всегда считался одним из самых уважаемых людей в селе. Такое отношение к супругам сохранилось и после того как они стали работать в библиотеке, а потом вышли на заслуженный отдых.
В 1939 году случилось несчастье – дом, в котором располагалась прасканская школа, сгорел.
«Сгорело всё, – вспоминал Тихон Савельевич, – вещи, книги, любимая гармошка. Лето было очень сухое и жаркое. В тот день еле уберегли от огня соседние дома, чтоб пламя не перекинулось, поливали даже молоком. В том же году вместе с женой купили в Щельябоже дом, в котором стали жить и работать.
В 1941 году Тихона Савельевича призвали в армию. Однако через семь месяцев из-за проблем со здоровьем комиссовали и отправили домой.
На следующий год они вместе с Анфиёй Прокопьевной вернулись в Праскан и организовали школу в местечке Трош, где позднее глава семьи работал военруком.
В военные годы, как вспоминали ветераны, пришлось много и тяжело работать. Кроме преподавания помогали крестьянам сеять, пахать, убирать урожай, заготавливать корма для скотины, ездить на сенокос, ведь мужчин в деревне оставалось совсем немного. Но и для веселья время находили: Тихон Савельевич был «первым парнем на деревне», так как умел играть на балалайке и гармошке, и ни один вечер или праздник не обходился без его наигрышей, песен и частушек.
«Для вечеринок нашли небольшое помещение, поставили железную печку и стали собираться в «клубе». Меня просили играть, так что иногда пальцев на руках не чувствовал», – вспоминал Тихон Савельевич.
За свою долгую, насыщенную жизнь супруги сделали много добрых дел. Тихон Савельевич участвовал в художественной самодеятельности, организовывал праздники, Анфия Прокопьевна славилась кулинарным талантом, золотыми руками и отзывчивым сердцем.
Ушли из жизни Тихон и Анфия с разницей в год с небольшим, оба покоятся на местном кладбище села Щельябож. А на память о них у дочерей Светланы и Надежды, внуков и правнуков остались фотографии в альбомах. А ещё – комплект родительских наград, в котором и почётных грамот, и медалей «Ветеран труда» и «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» – по две. Потому как шли супруги рука об руку по жизни, делили пополам и радости, и горести, и старались ни в чём друг от друга не отставать.
Отправить комментарий