Рассуждать о житейских ценностях, о значении семьи для формирования личности и прочих общеизвестных вещах можно по-разному. Часто всё это выглядит избито и банально. Но только не история, описанная в эссе одиннадцатиклассницей Надей Михалёвой.
«Лёня, посиди здесь, на лавочке, – сказала полуторагодовалому сынишке мама и торопливо ушла. Мальчик был очень послушный. Он остался ждать. Сентябрьский день выдался тёплым, солнышко припекало и ребёнок, разомлев, уснул. Прошёл час, малыш открыл глаза, но мамы так и не увидел. Он начал хныкать, надеясь, что его родная, любимая мамочка услышит и придёт. Но её всё не было. Услышала его плач лишь проходившая мимо пожилая женщина. «Миленький, кто ж тебя здесь оставил?», – запричитала она, оглядываясь по сторонам пустынного двора. Достала из сумки телефон, пробежалась пальцами по кнопкам, а через несколько минут к скамейке, на которой всё так же сидел растерянный Лёнечка, подошли люди в форме…
Дни в больнице тянулись для малыша бесконечно, но этому «безвременью» пришёл конец – Лёню отправили в Дом малютки, потому что родную его маму найти не удалось. А через несколько месяцев мальчика усыновили. Женщина с огромными карими глазами стала ласково называть его «мой сыночек». Мужчина, такой высокий и сильный, что виделся Лёне богатырём из книжек, которые он так любил рассматривать, усаживал мальчика к себе на плечи, и ребёнку казалось, что вот сейчас он потянется и достанет рукой до самого неба! Детское сердечко замирало от нахлынувших чувств, и однажды, неожиданно для себя самого, Лёнечка назвал незнакомых ему прежде людей «мама» и «папа».
«Уж лучше иметь замечательных приёмных родителей, которые заботятся и любят, чем такую мать, которую и женщиной-то назвать трудно. А семья для ребёнка важнее всего!» – так объяснила идею своей работы старшеклассница. Слишком много примеров, когда опекуны или усыновители становятся детям НАСТОЯЩИМИ мамами и папами, не в пример родным, опустившимся на самое дно жизни.
Испокон веков семья наравне со здоровьем считались главными ценностями. Именно в семье закладывается характер ребёнка, формируются его взгляды, приоритеты, привычки. И потому так важно, чтобы малыш воспитывался родителями – родными, приёмными, замещающими – не столь важно, главное, чтобы рядом были любящие и заботливые люди, которые помогут маленькому человеку взрослеть, становиться личностью, ЧЕЛОВЕКОМ.
– Сокращение социального сиротства и улучшение положения дел в области обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – задача государственной важности, – говорит заведующий сектором опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты РК по г. Усинску Наталья Зырянкина. – Именно поэтому помещение сироты в Детский дом или интернат, даже самый лучший и комфортный, должно быть временной мерой. Важнейший приоритет – устроить малыша в семью.
Как рассказала Наталья Сергеевна, существует множество возможностей проявить заботу и участие в судьбе детей, попавших в тяжёлые жизненные условия, – можно привезти в Детский дом вещи и игрушки, помочь в благоустройстве и ремонте учреждений, где живут и воспитываются сироты.
– А можно стать для одного или нескольких таких детей замещающими родителями. Это ответственный шаг, но очень многие семьи на него решаются, – уверяет специалист. – В прошлом году из детских домов Республики Коми в семьи были устроены 13 детей, из них пятеро – воспитанники нашего Детского дома. Ещё двое ребятишек из Воркуты, один – из Сыктывкарского дома малютки. Примечательно, что среди этих детей не только малыши, но и подростки 15-17 лет, уже студенты средних профессиональных учебных заведений. Люди, решившие позаботиться о них, взяли на себя огромный труд, ведь в этом возрасте простых детей не бывает, и чтобы найти к ним подход, нужно огромное терпение, понимание и любовь. И тем большего уважения заслуживает поступок попечителей.
Как отметила Н. Зырянкина, в настоящее время есть несколько форм устройства сирот в семью. Усыновление, опека и попечительство, приёмная семья, патронат – все они на слуху, но далеко не каждый человек, даже решившись взять ребёнка на воспитание, осознаёт, в чём разница, каковы особенности, что потребуется от родителей в том или ином случае. А учитывать всё это очень важно!
– К примеру, опека и попечительство – это «форма устройства сирот и детей, оставшихся без родительской заботы, с целью их содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов», – поясняет Наталья Сергеевна. – При этом под опеку можно взять ребёнка до 14 лет, а попечительство устанавливается над детьми от 14 до 18-и. И в том, и в другом случае учитывается мнение несовершеннолетних, а назначение опекуна подростку от 10 лет и старше возможно только с его согласия. Ещё один нюанс – передача братьев и сестёр под опеку или попечительство разным людям не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает интересам детей. При такой форме семейного устройства государство ежемесячно выплачивает опекунам (попечителям) определённую сумму на содержание детей, размер пособия устанавливается в соответствии с региональным законодательством. Расходовать эти деньги бесконтрольно не получится – опекуны и попечители регулярно отчитываются о распоряжении средствами, дабы избежать злоупотреблений. Также органы опеки следят за тем, чтобы у детей были достойные условия проживания, воспитания и образования.
Приёмная семья – несколько иная форма. Здесь опека или попечительство над ребёнком осуществляются по договору, который заключается между органами опеки и приёмными родителями на определённый срок. В качестве таких родителей могут выступать как супруги, так и отдельные граждане, желающие принять ребёнка или детей на воспитание. Приёмным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также денежные средства на содержание ребёнка. Время существования такой семьи засчитывается в общий трудовой стаж одного из родителей, указанного в их совместном заявлении, на его же счёт перечисляются и средства пособия.
Но наиболее комфортной, можно сказать, приоритетной формой устройства ребёнка в семью является усыновление (удочерение). В данном случае юридическим путём устанавливаются родственные связи между ребёнком и родителями, которые хоть и не являются его родными отцом и матерью, но намерены нести всю ответственность по воспитанию, обучению, содержанию. Сам же усыновлённый ребёнок наделяется теми же правами и обязанностями, что и родной. Факт усыновления – семейная тайна. И родитель сам решает, раскрывать её или нет. Разглашение информации без согласия усыновителя или же против его воли уголовно наказуемо. В течение трёх лет после усыновления органы опеки осуществляют постоянный контроль над проживанием ребёнка в семье.
Сегодня в Усинске существует «Школа приёмных родителей». Действует она не первый год и уже помогла многим людям определиться – брать на себя такой ответственный шаг как опека или усыновление, или ещё подумать, подготовиться. Ведь в этом вопросе важны не только материальные аспекты, но и психологическая способность нести ответственность за другого, не родного тебе ребёнка.
– В нашей работе главное – не допустить вторичного сиротства, когда малыш повторно оказывается без опеки, – подчёркивает Наталья Зырянкина. – Именно поэтому на первом этапе мы рекомендуем форму общения в гостевом режиме.
Потенциальные приёмные родители забирают ребёнка на выходные и каникулы, в процессе совместной деятельности, занятий, прогулок, путешествий оценивают совместимость и свой воспитательный потенциал, осознают ответственность за его судьбу и, наконец, решают, готовы ли принять его в свою семью окончательно. Да и ребёнку такой поступательный процесс адаптации к новым условиям и новому статусу даётся легче, у него есть возможность лучше узнать этих, пока ещё малознакомых взрослых, увидеть в них родителей, научиться им доверять.
Всем, кто почувствовал в себе потребность подарить детям, оставленным без родительской заботы, любовь и тепло семьи, я настоятельно рекомендую обратиться к нам (Усинск, ул. Приполярная, д. 12 «а», каб. 7, 9) и стать слушателем «Школы приёмных родителей», в которой проводится комплексная подготовка будущих мам и пап к воспитанию детей.
На занятиях с психологами и специалистами других профилей они получат необходимую информацию о правовых, педагогических, психологических аспектах создания и функционирования замещающих семей. После обучающего курса, обследования семьи и индивидуальной консультации будет сделан вывод о личностных особенностях кандидатов, их воспитательном потенциале, психологической готовности к родительским функциям, а также о мотивации. Тем, кто, по мнению специалистов, готов к роли замещающих родителей, выдадут свидетельство о прохождении программы подготовки и рекомендации о возможности принятия ребёнка в семью. После сбора необходимого пакета документов, получения в органах опеки и попечительства заключения о возможности быть усыновителем или приёмным родителем, гражданин сможет заняться подбором ребёнка. И всё это время помогать с решением всех вопросов кандидатам в усыновители будут органы опеки и попечительства.
Процесс – от решения стать для сироты мамой или папой – до того момента, когда малыш станет частью семьи, кажется долгим и хлопотным. Да, не так всё просто, но ведь и миссия ответственная! Правда, результат – сделать маленького человека счастливым – того стоит!
Отправить комментарий