Вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ», генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Александр Лейфрид считает, что непредсказуемая цена на нефть не повлияет на деятельность системообразующего предприятия и что единомышленник – это не тот, кто с тобой во всем согласен.
Об этом, а также о том, как предприятие работает в условиях импортозамещения, как выстраивается диалог Компании с новой исполнительной властью, каким был уходящий год для нефтяников, что принесет новый, и какие занятия пришлись по душе его сыну в Усинске, Александр Викторович рассказал в интервью в канун Нового года.
ЕСЛИ ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ
– Александр Викторович, вы работали и в Западной Сибири, и в Перми. Это своеобразные регионы. Но сейчас вам достался незнакомый и поистине уникальный участок: и климатические условия, в которых работают нефтяники, не самые благоприятные, и запасы углеводородов относятся преимущественно к трудноизвлекаемым, и логистика не завидная… Нужно быть в прямом смысле всегда в движении: искать и апробировать новые технологии, инженерные решения. А тут еще и кризис, экономический, да и политический… полный комплект, усложняющий управление большим предприятием. Скажите, еще не пожалели, что взялись за этот гуж?
– Не скажу, что не дюж (улыбается). Возможно, если бы я пришел сюда, не имея ни нынешнего жизненного багажа, ни опыта работы в других регионах, то, о чем Вы говорили, могло бы привести меня к некой растерянности перед объемами и ситуацией. Но сейчас работа в таких реалиях мне более интересна: есть почва для профессионального роста, есть платформа для приложения своего опыта. Да и то, что я не был до этого времени столь плотно знаком с регионом, как мне видится, даже плюс: я на все смотрю свежим взглядом, а это позволяет замечать проблемы и конкурентные преимущества, на которые не обращали раньше внимания, – они казались естественными. Я вижу слабые стороны, и я более объективно могу оценить сильные.
– Среди журналистов часто в подобных ситуациях используется термин «свежая голова». Когда идет работа над крупным и важным проектом, один сотрудник редакции, не участвующий в его реализации, смотрит конечный продукт и видит недочеты, которые остались незамеченными даже при пристальном просмотре…
– В этой ситуации такой «свежей головой» оказался я. Да, эта роль непростая, сопряженная с повышенной ответственностью за принимаемые решения, но от этого и более интересная.
– К слову о свежем взгляде: каким вы увидели предприятие в первой половине года и какие задачи для его дальнейшей работы вы определили как первоочередные?
– Я увидел его таким, каким оно является и сегодня. Это системообразующее предприятие, производственные планы которого во многом влияют на развитие компаний из смежных отраслей. А это требует двойной аккуратности при принятии решений. Например, сегодня «ЛУКОЙЛ-Коми» добывает в Тимано-Печоре порядка 56 процентов углеводородов от общего объема извлекаемого сырья. По результатам 2014 года только в Республике Коми мы обеспечили две трети добычи (74,7 процента) и треть – в НАО (37,4 процента). И мы не имеем права снижать эту планку не только из соображений прибыли предприятия, но и потому, что это влияет на уровень налоговых платежей и на этот объем уже ориентируются наши подрядчики, обеспечивая рабочие места своим сотрудникам, зарплату и социальные гарантии.
Основываясь на этом, перед нами стоят две главные стратегические задачи. Первая – это наращивание производственной базы за счет поиска новых перспективных участков и их разработки. В частности, в ближайшие 10 лет число наших лицензий может вырасти с 91 до 110. И вторая задача – увеличение добычи нефти на старых промыслах.
– Если перейти от стратегии к тактике, то такой крупный инвестиционный проект, как разработка Денисовской впадины (а это Баяндыское и Восточно-Ламбейшорское месторождения), – как раз решение первой задачи, а развитие Ярегского нефтетитанового месторождения, эксплуатация которого ведется с 1939 года, – второй…
– Вы правы. Денисовская впадина – одна из наиболее крупных находок последнего времени. Ее перспективность видна хотя бы по таким цифрам: строящаяся установка подготовки нефти «Восточный Ламбейшор» будет иметь производительность 1,5 миллиона товарной нефти в год. Среди «старожилов» Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции то же Усинское месторождение рано списывать со счетов. Да, его сырье сложно добывать из-за высокой вязкости. Но остаточные запасы его пермокарбоновой залежи оцениваются более чем в 175 миллионов тонн. А это перспектива на несколько десятков лет. Вопрос извлечения этих запасов лежит в плоскости поиска методов нефтеотдачи пластов, оптимальных по результативности и экологической безопасности.
Развитие Ярегского месторождения, о котором Вы упомянули, сегодня является одним из наиболее емких наших инвестиционных проектов. Реализация проекта позволит к 2017 году увеличить добычу как шахтным способом, так и с поверхности в два с половиной раза – до 1,9 миллиона тонн нефти в год. Есть все основания ожидать роста этого показателя к 2021 году до 3,5 миллиона тонн. Недавно Президент Компании Вагит Юсуфович Алекперов побывал в Республике Коми и положительно оценил ход наших работ на этом участке.
– Задачи глобальные. Но если подводить итоги именно 2015 года, то каким он был в разрезе поставленных целей?
– Достаточно успешным с учетом того, что ситуация в целом на мировом рынке углеводородов оставалась в течение года не самой благоприятной. В частности, нам удалось не только не сократить добычу, но и несколько ее увеличить. Так, объем добытой нефти по итогам 2015 года будет выше, чем за 12 месяцев прошлого на 7,3 процента и составит порядка 17 миллионов тонн. Мы хорошо поработали над крупными инвестиционными проектами. Это и установки подготовки нефти «Восточный Ламбейшор» и «Баяндыская», и реконструкция Усинского газоперерабатывающего завода, и строительство энергоцентров «Уса» и «Ярега». Тем самым мы имеем хороший задел для работы в 2016 году. Более того, мы выполнили все свои обязательства по соглашениям о социальном партнерстве с муниципалитетами и реализовали все благотворительные программы, которые планировали: это программа развития Яреги, проекты «Красный чум», «ЛУКОЙЛ – детям», «Конкурс социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» и другие.
ЧЕМ ЗАМЕЩАЕТСЯ ИМПОРТ
– Не могу не упомянуть сегодняшнюю геополитическую ситуацию, которая вызвала существенную волатильность на рынках. Это отразилось на стоимости барреля нефти и курсе национальной валюты. Совершенно логично, что жители региона обеспокоены тем, как это скажется на их жизни. Ведь, как Вы отметили в начале нашей беседы, «ЛУКОЙЛ-Коми» – системообразующее предприятие. И от того, как оно будет экономически реагировать на изменения, во многом зависит, что будет происходить с налоговой базой региона и вытекающими отсюда социальными программами…
– Конечно, работа в условиях высоких цен на сырье более предсказуема и стабильна. И, безусловно, стоимость углеводородов повлияла на инвестиционные программы Компании. Но уменьшение вложений касается преимущественно проектов, напрямую не влияющих на объемы производства. Инвестиционная программа «ЛУКОЙЛ-Коми» тоже была несколько скорректирована, но она, особо отмечу, остается одной из самых крупных среди дочерних предприятий ЛУКОЙЛа. Изменения в ней связаны в первую очередь с детальным пересмотром затрат и их оптимизацией. В частности, расширяя производство, мы планируем максимально использовать тот человеческий ресурс, которым располагаем. Это к тому же отразится и на повышении производительности труда. И, предвидя Ваш следующий вопрос, скажу: сокращать сотрудников мы также не намерены.
– То есть кризисная ситуация повлияла на работу предприятия, но оптимальный выход из нее был найден. Опять-таки в свете геополитической ситуации – сейчас много говорят о важности импортозамещения во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в нефтедобыче. Но если переход на отечественные товары народного потребления более-менее понятен и логичен, то подобные действия с высокотехнологичным промышленным оборудованием некоторые эксперты ставят под сомнение. Скажите, насколько реально добывать нефть с помощью российских разработок, и перешел ли «ЛУКОЙЛ-Коми» на отечественное оборудование?
– Конечно, полностью и в одночасье отказаться от использования импортного оборудования в нефтяной отрасли невозможно. Жесткие требования к безопасности производства не позволяют нам проводить эксперименты, поэтому мы стремимся использовать продукцию проверенных надежных производителей, часть из которых – зарубежные. Но упомянутые вами геополитические условия подтолкнули нас обратить больше внимания на отечественные разработки. Подчеркну, что при импортозамещении мы акцент делаем именно на качестве оборудования или продукции, а не на его стоимости и том, где оно произведено. Поэтому, после скрупулезных оценок и тщательных испытаний, мы отдали предпочтение ряду российских производителей. Так, винтовые насосы немецкой компании «Нетч Пампс Рус» с успехом замещаются российскими аналогами, выпущенными производственной компанией «Борец» и ОАО «Завод им. Гаджиева», а плунжерные, американской компании Wheatley Pump, заменили оборудованием научно-производственной фирмы «Кубаньнефтемаш». Сейчас ведется испытание высоконапорных насосов для систем поддержания пластового давления Нефтекамского машиностроительного завода. По такому же принципу приобретается горно-шахтное электрооборудование отечественного производства, контрольно-измерительные приборы и средства автоматизации… Это, еще раз отмечу, полные аналоги импортного оборудования, не уступающие им, как показала практика, по качеству и надежности и, в сложившихся условиях, наиболее удобны для приобретения.
КАКАЯ КОМАНДА – СВОЯ
– Часто бывает, что руководитель крупного предприятия приходит на новое место работы со своей командой. Этого по большому счету ожидали и от Вас и сотрудники предприятия, и остальные жители региона. Но прошло уже полгода, а Вы не приняли кардинальных кадровых решений. С чем это связано?
– Главный секрет успешной команды – это работа с единомышленниками. Я глубоко убежден, что единомышленник – это не тот, с кем у тебя сходится мнение по ряду вопросов и кто с тобой во всем согласен. Это тот, кто работает на такую же конечную цель, как и ты. Для меня это развитие предприятия, рост добычи нефти, стабильно благоприятный микроклимат в коллективе. И она совпадает с целью моих коллег, работавших до моего прихода, и сочетается с их профессионализмом, знанием особенностей региона и работы в северных условиях. Такие люди – важное звено в команде и очень хорошо, когда они работают на общий конечный результат в симбиозе со специалистами, прибывшими на предприятие вместе с новым руководителем.
– Сегодня вы не только руководитель крупного предприятия, но и представитель президента компании «ЛУКОЙЛ» в Коми и НАО. Иными словами, именно вы координируете работу всех предприятий Группы «ЛУКОЙЛ» в регионе. Как строится эта работа?
– Территориальный Совет действует в Тимано-Печоре второй год. В него входят предприятия Группы «ЛУКОЙЛ», работающие в регионе. Их всего восемь. Такая организация позволяет выстроить взаимодействие между дочерними предприятиями Компании, а также комплексно подходить к решению непроизводственных задач, возникающих перед ними. Это и оказание благотворительной помощи, и участие в социальных проектах региона, и взаимодействие с властями, общественными объединениями и некоммерческими организациями. Мы таким образом вырабатываем единый, последовательный вектор работы в данном направлении.
Отмечу, что я возглавлял подобный Терсовет и в Пермском крае, куда входят 14 предприятий.
– Вы говорили о том, что до конца текущего года будет подготовлен к подписанию очередной протокол к Соглашению о сотрудничестве между ПАО «ЛУКОЙЛ» и правительством РК. Однако в республике произошли события, которые так или иначе вовлекли в политику даже тех, кто всегда говорил о том, что он вне политики. Проработка и подписание документа будут отложены?
– Есть поразительно точный термин, определяющий ту социальную политику, которую мы реализуем, в частности, через соглашение о сотрудничестве. Это «корпоративная социальная ответственность». Он подразумевает, что коммерческое предприятие добровольно (я подчеркиваю это слово) берет на себя обязательства по решению тех или иных социальных проблем региона своего присутствия. Мы от этих добровольно взятых на себя обязательств не намерены отказываться. Поэтому смена руководства республики не может быть препятствием на этом пути. Конструктивная беседа с Сергеем Анатольевичем Гапликовым уже состоялась. Вместе с президентом компании Вагитом Юсуфовичем Алекперовым исполняющий обязанности главы региона посетил производственные объекты НШУ «Яреганефть» и объекты социального значения, капитальный ремонт и строительство которых проводилось на средства ЛУКОЙЛа. Это спорткомплекс «Шахтер» и жилые дома в поселке Яреге. Сергей Анатольевич, безусловно, заинтересован в решении социальных вопросов региона, которым руководит. Поэтому сейчас мы детально прорабатываем обязательства сторон по протоколу № 2, в том числе в части финансирования объектов социального значения на территории работы «ЛУКОЙЛ-Коми». И в скором времени будет определена дата его подписания. Относительно Яреги, кстати, сегодня создана совместная с правительством РК рабочая группа, которая будет координировать действия по развитию поселка. Для нас очень важно, потому что большая часть жителей Яреги – сотрудники нашего предприятия.
Столь же конструктивные отношения у нас и с руководством Ненецкого автономного округа. С его губернатором Игорем Викторовичем Кошиным мы легко находим понимание при обсуждении вопросов социально-экономического развития НАО. Совместно мы реализуем важные проекты, которые способны сделать жизнь в округе комфортнее. Приведу примеры из числа проектов 2015 года: это ремонт школы в селе Несь, проведение Дней высокой музыки в Арктике, строительство духовно-просветительского центра Нарьян-Марской епархии «Арктический собор».
О ДЕПУТАТСКОЙ РАБОТЕ И О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
– Совсем недавно прошли выборы в Госсовет РК, в результате которых Вы стали депутатом, представляющим интересы Усинского и Усть-Цилемского районов на республиканском уровне. Как Вы думаете, почему Вам, человеку в регионе новому, жители Республики Коми доверили свои голоса?
– Думаю, что дело здесь не конкретно в моей персоне, а в той деловой репутации Компании, в которой я имею честь работать. Жители этих двух районов очень хорошо ее знают и реально оценивают ее возможности, в том числе и социального толка. И я искренне благодарю всех, кто через Компанию доверил мне свой голос.
– Да, но ведь Вы проводили активные встречи с избирателями…
– Я их проводил в первую очередь для знакомства с регионом, в котором мне предстояло работать, и для оценки его социального климата, если так можно выразиться. Скажу честно, меня приятно поразили открытость и гостеприимство устьцилем, их трепетное отношение к традициям своих предков. Меня искренне порадовало неравнодушие усинцев, которые на каждой встрече задавали очень важные для города вопросы и озвучивали серьезные проблемы. Смею заверить, что все вопросы мои помощники зафиксировали, и я уже работаю над их решением. Более того, уже провел два депутатских приема: по одному в Усинске и Усть-Цильме. И, конечно, планирую проводить их ежемесячно.
– Как вы считаете, поможет ли вашей работе в Госсовете депутатский опыт в Заксобрании Пермского края и в местном Совете в Западной Сибири?
– Я уже говорил в своем предыдущем Вам интервью о положительной практике, идущей с советских времен, когда руководители крупных предприятий на всех уровнях отвечали за регион присутствия. Современные условия, и экономические, и социальные переводят развитие Компании в плоскость неразрывности с развитием всего региона и с каждым человеком, который здесь живет. Опыт депутатской работы позволил мне понять механизмы донесения до всех уровней государственной власти проблем населения. Они в разных регионах имеют незначительные отличия. Поэтому, я уверен, у меня это получится и в Коми.
– В прошлом интервью вы сказали о том, что пока в Усинск вы переехали один, без семьи. Но уже на встречах с избирателями подчеркнули, что ваша семья присоединилась к вам и теперь тоже живет у Полярного круга... Передумали?
– Мы не привыкли жить раздельно. Семья, по нашему мнению, должна быть рядом всегда, вне зависимости от обстоятельств работы. Когда супруга приехала в Усинск впервые, то она охарактеризовала его так: компактный, уютный и комфортный для спокойной жизни. В этом я с ней полностью согласен. Сын еще летом пошел здесь в детский сад, уже сдружился с ребятами. И занятие как раз под стать Северу нашлось – ходит в секцию хоккея. Осваивается. Ему нравится. С младшей дочерью мы регулярно ходим на каток. Мне спокойно, что все рядом.
- Спасибо за беседу и желаю вам и дальше столь же гармонично совмещать три важные роли: топ-менеджера, неравнодушного народного избранника и хорошего семьянина.
– А я хочу пожелать в канун Нового года всем жителям Республики Коми и Ненецкого автономного округа, чтобы в ваших семьях всегда было взаимопонимание. Чтобы не только в праздник хотелось загадывать смелые желания и двигаться к их исполнению! Пусть два наших региона становятся красивее и комфортнее! А для нефтяников у меня особенное пожелание, чтобы росли производственные показатели!
Отправить комментарий