Божий дар, или знакомьтесь: Лариса Гажала

26 декабря 2008 - 19:00

Бывает, что талант человека определяется в самом раннем возрасте, и его начинают интенсивно развивать, а бывает, что наклонности проявляются к концу учёбы в школе. Кто-то, помыкавшись-помаявшись на разных работах, находит всё-таки себя уже в зрелом возрасте. А кто-то, всё трудовую жизнь проработав по однажды выбранной специальности, много лет находясь на заслуженном отдыхе, вдруг обнаруживает в себе Божий дар – на благо себе и в радость окружающим людям. Как Лариса ГАЖАЛА.

Лариса Петровна пришла в редакцию «Усинской нови» менее года назад. Принесла стихи. Разговорились. Пожилая женщина оказалась на удивление современной, эрудированной, неравнодушной к судьбе города и усинцев. Предложили ей перенести свои мысли на бумагу и принести в редакцию… Вот так «нашлась» внештатный корреспондент «Усинки», любимый автор многих читателей Лариса Гажала.

ОСТАЛАСЬ СИРОТОЙ
Зое Фоминой из города Уральска исполнилось 15 лет, когда свершилась революция. К этому времени она окончила 6 классов гимназии, играла на гитаре и милым голоском пела романсы. Однако с приходом советской власти жизнь девочки круто изменилась.

У деда была мельница, которая позволяла жить по тем временам более или менее обеспеченно. А когда его раскулачили, то и счастливой жизни семьи пришёл конец: кто-то был убит, кто-то умер сам… Зоя и два её младших брата остались сиротами. Их приютила соседская бездетная пара.

ИСПЫТАНИЯ
Зое очень хотелось учиться, для этого даже пришлось вступить в комсомол. Уехала в Оренбург, где закончила рабфак, а затем в городе Турткуль преподавала химию в вечерней школе. Тут-то, в Средней Азии, она и повстречала молодца-украинца Петра Соболюка, который был инженером-землеустроителем, ездил по колхозам, отмерял земли. Они поженились, но когда Зоя должна была вот-вот родить, муж пропал, говорили, что погиб, но тела не нашли.

Нетрудно представить, что испытывала молодая женщина, вновь оставшаяся одна. Голод. Денег нет. Работы нет. А есть внутри комочек, который отчаянно шевелится, который очень хочет жить. И тут Господь сжалился над Зоей: нашёлся один из братьев, который, оказывается, жил в Баку и вызвал её к себе. Будущая мама поехала к нему и 19 декабря 1932 года родила девочку Ларису. От всей души она полюбила свою дочурку, хотя та была тощая, страшная, вся в чирьях.

ОТЕЦ «ВОСКРЕС»
И тут вдруг Зоина подруга прислала ей письмо, в котором писала, что видела «умершего» Петра живым-здоровым и даже разузнала его адрес. Недолго думая, женщина взяла на руки Ларису и поехала на поиски. И действительно разыскала. Оказывается, «муж-шутник» сымитировал свою смерть и сбежал. А теперь он работал завучем в строительном техникуме.

От «страшилища» в одеяле он отказаться не посмел, так как был молодым коммунистом. А потом девочка выздоровела, стала хорошенькой, забавной, и молодой папаша страстно полюбил свою дочь.

ЗАБОЛЕЛА И УМЕРЛА
И тут – снова испытание. Когда Ларисе исполнился годик, она заболела холерой и… умерла. Врач осмотрел девочку и констатировал смерть (всю ночь ребёнок не проявлял признаков жизни). Родители очень убивались, особенно отец, и были безумно рады, когда утром девочка вдруг запищала и, ко всеобщему удивлению, очень быстро пошла на поправку.

ЛЁЛЬКА ИЛИ ЛЁШКА?
До сих пор Лариса Петровна подозревает, что живёт чужой жизнью. Она рассказывает:

– Говорят, что маленькие дети помнят свои предыдущие воплощения. До войны мы жили в Курске. Туда меня привезли в трёхлетнем возрасте. В первый же день я сидела посреди двора на куче песка и играла. Голова была лысой, на попе трусы. Подошла чужая тётя и сказала: «Э, да у нас новые соседи! Ты кто: девочка или мальчик? Как тебя зовут?» Я ответила, что я мальчик и зовут меня Серёжей. Мама меня потом обвинила во лжи, а я была удивлена. Мне казалось, что я – именно Серёжа. Мне сказано было, что я – девочка Лора. Это имя я выговаривала, как «Леля». Меня так и звали потом – Лелькой или Лёшкой.

ЛОРА-ВУНДЕРКИНД
Так она и росла. Дралась за справедливость, ходила в шароварах и красной спартаковской футболке, играла в волейбольной команде школы, была капитаном. Пела в школьном хоре, читала стихи собственного сочинения, играла в школьном театре.

Училась Лариса успешно. Новые темы схватывала на лету. Писала грамотно, чётко, отвечала на вопросы аргументированно. И яростно защищала свою точку зрения по любому поводу. Кстати, во время войны, когда жили в оккупации, гулять больно-то не разрешали и Лора нашла себе занятие: она запоями читала классику – Пушкина, Лермонтова, Жуковского… То-то она потом своей эрудированностью ставила в неудобное положение своих учителей.

Лариса мечтала о подвигах, закаляла свой характер. Даже давала себе слово, что никогда не будет лгать. Потом оказалось, что клятва была ни к чему, она просто по природе правдива.

КАПИТАНША
Увлекшись рассказами о морях и капитанах, она решила стать капитаном дальнего плавания, поэтому после 10 класса поступила в Одесский институт инженеров морского флота (на судоводительский факультет девушек не брали). И здесь Лариса пела в хоре, играла в волейбольной команде, участвовала в художественной самодеятельности.

После второго курса весь факультет перевели в Ленинградский институт инжнеров водного транспорта. После защиты диплома молодой инжнер-экономист по распределению попала в Хабаровский речной порт.

НЕ СЛОЖИЛОСЬ…
В ноябре 1956 года вышла замуж за бравого парня, капитана Александра Толоконцева. в 1959 году у молодых родилась дочь Ирина. Лариса была активисткой: в порту пела в хоре, в дуэте, выпускала стенгазету в стихах. Вобщем, была бурная комсомольская жизнь.

Всё бы хорошо, да муж изводил ревностью. Бросили всё, уехали к нему на родину в молодой город Зыряновск Восточно-Казахстанской области. Лариса Петровна работала старшим экономистом на автобазе и инженером экономической лаборатории в тресте «Зыряновскстрой». Муж не унимался. Не выдержала женщина оскорблений и ушла. Начала играть в народном театре. Жизнь снова стала насыщенной и интересной. Стала кандидатом в члены партии. И тут судьба снова делает крутой поворот.

СНОВА С НУЛЯ
В июне 1968 года Лариса по вызову приехала в Печору, где в печорском бассейновом управлении пути заключила контракт на три года. Поехала в Троицко-Печорский техучасток старшим экономистом. Вроде всё складывалось неплохо, но своенравная женщина, не боявшаяся говорить правду в лицо кому бы то ни было, попала в немилость к руководству райкома партии. Её стали «выживать»…

А тут ещё и ЧП: 30 сентября 1970 года сгорел дотла восьмиквартирный дом, в котором проживала с близкими Лариса Петровна. И снова – ни кола ни двора. Мама, Зоя Мироновна, дочка, кот да собака заняли комнатку в общежитии, а Лариса сбежала в Печору искать новую работу, жильё. И ей помогли. 19 февраля 1970 года Ларису оформили старшим экономистом ДСУ-1 треста КНДСР для работы в Усинске. Позже она сама переехала в Усинск, а в 1973 году привезла сюда мать и дочь. В 1975 году снова вышла замуж, но снова не сложилось.

НА ДОСКЕ ПОЧЁТА
В ДСУ-1 Лариса Гажала работала старшим экономистом, а потом начальником планового отдела до октября 1979 года. Была заместителем предместкома, казначеем, ответственной за культмассовую работу. Её фото висело на Доске почёта.

В октябре 1979 года перешла старшим экономистом в ПМК-1. И опять – цифры и общественная жизнь: шаржи, стихи, стенгазеты. В городском конкурсе стенгазеты, посвященные 23 февраля и 8 марта и оформленные Ларисой Гажала, заняли первое место. Тогда Ларисе Петровне даже премию выписали – 30 рублей.

ЗА ПРАВДУ-МАТКУ
Вроде бы всё хорошо. Но не может Лариса Гажала сидеть спокойно, когда рядом кого-то обижают. В 1989 году она стала биться за правду: написала руководству объединения «Коминефть», в горком партии, в Сыктывкар Юрию Спиридонову и в ЦК КПСС о нарушениях трудового законодательства в ПМК-1.

В результате пришлось сбежать в 1988 году в Усинское АТП к Р.М. Ахмедову, с которым ранее вместе работали. На новом месте сначала была кондуктором, потом начальником планового отдела, экономистом. В ноябре 1994 ушла на пенсию.

Что ещё можно сказать о ней ? Помогала воспитывать внуков, пока дочь скиталась в поисках работы. Сейчас Ирина работает диспетчером в Енисее. Внучка Юля работает диспетчером на буровой. Внук Вячеслав учится в университете и работает в Санкт-Петербурге.

Её общий рабочий стаж – 38 лет. До сих пор на предприятиях Усинска вспоминают, что вот-де была такая Лариса Гажала – вот экономист так экономист!

Ходила в клуб «Радиой» изучала язык эсперанто, ездила в 1986 году в Литву в лагерь «Эсперанто». Была президентом женского клуба «Ярославна» при Доме техники.

С января 2007 года входит в состав общества «Ветераны Усинска», поёт в хоре ветеранов войны и труда.

И борется за правду. И помогает нуждающимся. И является образцом порядочного человека.

Надежда МАШКОВА

Коллектив редакции газеты «Усинская новь» поздравляет Ларису Петровну Гажала с прошедшим днём рождения!
Удачи Вам, крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов!

Отправить комментарий