В детстве мы с подружками мечтали научиться летать. Даже были в полной уверенности, что если очень захотеть и хорошо потренироваться, то обязательно воспарим над полом. По очереди становились на табуретку и прыгали с нее, активно размахивая руками, как крыльями. Полет не удавался, но нам казалось, что мы стали чуть ближе к небу.
В то время наши сверстники выбирали альтернативный вариант полета: запускали в небесную синеву самодельные модели самолетов. Это было возможно до середины 90-х годов, когда в Усинске активно работали сразу четыре кружка авиамоделирования. Затем, в самый сложный для города период, больше внимания стали уделять решению более земных проблем. Те, кто стоял у истоков этого направления, разъехались, и небольшие модели перестали подниматься в небо над Усинском. Однако недавно мне удалось познакомиться с людьми, которые с самого детства покоряют небо, запуская в него самолеты. Ярослав Бабушко, Владимир Бахмутенко, Алексей Яровой и Владимир
Сурмин после 15-летнего перерыва возродили в Усинске кружок авиамоделирования.
– Зачем вам, взрослым мужчинам, эти детские забавы? – задала им вопрос при встрече.
– Не такая уж это и детская забава, – едва ли не в один голос парируют собеседники, а Ярослав добавляет: – Знаете, сколько сил, терпения, сноровки и умения требуется, чтобы построить модель самолета, поднять ее в небо и потом благополучно вернуть на землю! Мальчишки не просто запускают эти «игрушки» в небо, а еще и сами делают их.
– Вообще, сейчас достаточно актуальна проблема, как увлечь молодых более полезным занятием, чем прогулки с банкой пива, – говорит Владимир Сурмин. – Когда мы планировали организовать работу клуба авиамоделирования, то ставили перед собой и эту цель. Ее поддержал руководитель управления культуры, спорта и по делам молодежи местной администрации Валерий Поздняков и помог нам с помещением.
– Но дети-то сейчас другие, и интересы у них не те, что были у ваших ровесников 15 лет назад. Думаете, они захотят корпеть над созданием моделей самолета? – не унимаюсь я.
– Дети те же самые, просто время другое, – улыбается Ярослав. – Раньше, когда в городе работали четыре подобных кружка, мы должны были сначала своими руками сделать самолет, а потом запускать его в небо. Сейчас же у нас могут заниматься и те, кому больше нравится создавать модели, и те, кто хочет управлять ими. В нынешнее время все зависит главным образом от желания и частично от размера кошелька. Сейчас ведь многое можно купить: и набор заготовок для самостоятельной сборки, и модели, в которых самые сложные узлы собраны в заводских условиях, и готовые радиоуправляемые модели в комплекте со всем необходимым. Продаются даже реактивные самолеты, правда, их можно отнести к категории элитных, потому что стоят они две и более тысячи долларов.
– А сами-то больше управлять самолетами любите или создавать их? – задаю вопрос.
Собеседники ответили в один голос, но по-разному.
– Я почти год гонялся за ребятами из кружка авиамоделирования, просил их взять меня с собой, а потом попросту увязался за ними, когда они шли со своими моделями на выставку, – говорит Я. Бабушко. – И с тех пор меня не покидает желание мастерить их. До того как решили возродить клуб, я строил свои детища на крохотной кухне дома. На каждый самолет уходило до двух месяцев работы. Знаете, есть особое удовольствие оттого, что даешь жизнь вещи, способной летать. Многое здесь зависит от применяемых материалов. Раньше мы строили в основном из сосны, а если осину доставали, это было роскошью. Сейчас в специализированных модельных магазинах можно купить бальсу. Это дерево растет только в Южной Америке, его древесина очень легкая и достаточно прочная.
– А мне сам полет больше нравится, – добавляет Владимир Сурмин. – Каждый раз, когда наши «птицы» в небе, кажется, что сам летишь. Многое зависит от пилота, хоть он сам и находится на земле. Здесь важно и с ветром совладать, и в небе удержаться, и приземлиться без потерь. Интересно не просто по кругу пускать самолет, а выполнять фигуры пилотажа или устроить импровизированный воздушный бой. Да и самолет нужно подбирать соответствующий: ведь все они летают с разной скоростью, обладают разной маневренностью, по-разному управляются, имеют особый характер, если хотите. Научиться управлять ими можно только упорными тренировками, и помогают в этом специальные компьютерные программы – симуляторы.
Авиамоделирование, по словам моих собеседников, – одно из очень полезных занятий. Оно вырабатывает, развивает и усидчивость, и сноровку, и особую зоркость – попробуй разгляди самолет, который на высоте десятков метров кажется крохотным. Занятие моделированием побуждает изучать физику, механику, эти науки необходимы для осознания и понимания принципов полета, и мальчишки со светящимися глазами, желая научиться управлять самолетом, способны проглотить некоторое количество научной информации, правда, делать это нужно дозированно, чтобы охоту не отбить.
– Но самый главный плюс авиамоделирования – это инвестиции в будущее, ведь благодаря этому дети становятся изобретателями, конструкторами. Они приобретают навыки работы с инструментами, постигают тонкости обработки различных материалов и стремятся изобрести что-нибудь, чтобы их самолет летал выше, дольше и быстрее. И тем самым они отвлекаются от улицы и нездоровых привычек. Известны случаи, когда изобретения таких, как мы, авиамоделистов потом использовали в машиностроении и во «взрослой» авиации.
Лично у меня нет сомнений в том, что те ребята, которые занимаются под крылом Я. Бабушко, будут в числе таких изобретателей. Ведь всего за полгода существования обновленного клуба они сумели занять третье общекомандное место на республиканских соревнованиях. При этом в личном зачете по кордовым пилотажным моделям было завоевано второе место. Это с учетом того, что на соревнованиях были представлены команды из модельных клубов, в истории существования которых не было 15-летнего перерыва. Самый юный участник состязаний семилетний Артем Бахмутенко стал четвертым в личном зачете.
* * *
После беседы мы с ребятами вышли на площадь перед бассейном, чтобы запустить в свободный полет «взрослую» игрушку. Яркий самолет, разогнавшись по асфальту, взмыл в небеса и, преодолевая сопротивление порывистого ветра, закружил над нами. Этот процесс привлек горожан. Изумленные, они наблюдали за полетом буквально открыв рот. Две девчушки подъехали к нам на роликовых коньках.
– А сколько стоят такие самолеты? А где они продаются? – наперебой защебетали они.
– Раньше спрашивали, как это можно сделать, а сейчас – где купить, – улыбается Я. Бабушко. – Но раз самолет в небе вызывает такой интерес, значит, мы занимаемся нужным делом.
На снимке: (слева направо) Владимир Сурмин, Дмитрий и Ярослав Бабушко
Фото Василия ОСТАФИЧУКА
P.S. Как пояснили мои собеседники, помещение в раздевалке ледового корта им выделили временно, до начала нового хоккейного сезона. Но они надеются, что в скором времени у них появится свой законный угол, где смогут собираться те, кто способен не только смастерить авиамодель, но и научить ее летать.
Отправить комментарий