Пресс-конференция под таким названием прошла в субботу в музее боевой и трудовой славы ЦДОД. Она была приурочена к двадцатой годовщине вывода советских войск из Афганистана. Школьники встретились с воинами-интернационалистами, участвовавшими в различных локальных конфликтах, и задали им множество вопросов. Мальчишек и девчонок интересовало всё: как солдаты попадали в «горячие точки», как там питались, отмечали праздники, как потом привыкали к мирной жизни.
Подростки, воспитанные в современной России, не без удивления узнали от ветеранов, что в Советском Союзе служба в армии считалась престижным занятием. И напротив, «белобилетники» вызывали если не презрение, то сочувствие. Такого и девушки избегали – мол, если в армии не служил, значит, серьёзно болен. Юноши шли в армию с радостью, считая что служба Родине делает из мальчишки мужчину. Будущим призывникам воины-интернационалисты посоветовали активнее заниматься спортом – физически развитому человеку не страшна никакая «дедовщина».
Участники пресс-конференции, воевавшие в Афганистане, признались, что сейчас для них годовщина вывода войск из Афгана – памятная дата. В этот день они встречаются с сослуживцами, поминают павших, вспоминают свою армейскую молодость. А во время службы в Афганистане они жили ожиданием именно этого дня – когда смогут уйти из чужой страны с развёрнутыми боевыми знамёнами...
НА ЗАЩИТЕ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ
Михаила Рябова в армию призвали весной 1980 года. А в ноябре его уже отправили в Афганистан. Сейчас та война кажется многим бессмысленной. Тогда же солдаты были искренне убеждены, что защищают южные рубежи СССР. Верил в это и Михаил. Он гордился тем, что в Афгане, на чужой земле, защищает свою Родину, своих родных и близких. Солдатам объяснили, что советские войска, войдя в Афганистан, лишь на несколько часов опередили американцев. А если бы эту страну взяли под свой контроль Штаты, то её территория могла бы превратиться в плацдарм для возможного нападения на Советский Союз.
Была у руководства СССР и ещё одна важная цель: не допустить поставок в Союз наркотиков из Афганистана. Пока территория Афгана находилась под контролем советский войск, наши граждане были защищены от притока афганской «дури». Как только «Советы» сдали свои позиции, наркотики из Афгана хлынули и в нашу страну. По словам Михаила, дурманящее зелье в Афганистане и тогда можно было купить без труда. Но советские солдаты, в большинстве своём, не употребляли наркотики, считая, что «подсесть» на них может только слабый человек.
350-й гвардейский полк 103-й воздушно-десантной дивизии, в котором служил Михаил, охранял Кабульский международный аэропорт и располагался на окраине афганской столицы. Кабул был вполне современным для того времени городом, но в нескольких километрах от него начиналось «средневековье». Михаил вспомнил, что поразил его именно контраст – развитый город и отсталые (на уровне 13 века!) кишлаки. В домах местных жителей царила страшная нищета. Мальчишки клянчили у русских еду, мыло, полотенца. Наши военные помогали афганцам, чем могли.
Вот только, как вспомнил Михаил, некоторые мирные селяне, днём усердно трудившиеся на своих огородах, ночью доставали оружие и открывали огонь по русским. Поэтому к местному населению солдаты относились с сочувствием, но всё же настороженно: сейчас нищий афганец просит помощи, а через час выстрелит тебе в спину.
Если сам Афганистан был страной контрастов, то и арсеналы «душманов», которые изымали наши солдаты, представляли собой странное зрелище. «Антикварные» ружья, сохранившиеся со времён англо-бурской войны 19 – начала 20 века, соседствовали с современным оружием.
Михаил Иванович не считает ту войну для себя проигранной. И он сам, и его сослуживцы отдали долг Родине, честно выполняя приказы командования. Домой Михаил вернулся героем. Его друг, Сашка Коновалов, тогда лишь собиравшийся в армию, посмотрев на бравого «дембеля», решил, что тоже станет десантником. Александр Коновалов прошёл Чечню и Югославию...
«ВОЙНЫ НАЧИНАЮТ НЕ СОЛДАТЫ...»
Офицер Александр Коновалов из тех, о ком говорят: «Вся грудь в орденах». И сейчас у него сохранились военная выправка и командирский голос. Нет, не громкий, а какой-то особый, твёрдый: даже если Александр Иванович говорит тихо, его нельзя не услышать – настолько чётко, по-командирски, он произносит фразы. Даже тот, кто не очень хорошо знаком с Александром Коноваловым, по его седым вискам и внимательным, с лёгкой грустинкой, глазам сразу поймёт, что человек этот многое испытал в своей жизни. И все испытания выдержал с честью.
В Чечне Александр Коновалов оказался в 1995 году – в ту самую первую чеченскую кампанию, которая сейчас считается провальной. Но называть её так может лишь тот, кто никогда не был на войне. Для Александра Ивановича успех военных действий определяется не размером захваченных территорий и не количеством поверженных врагов, а числом спасённых солдатских жизней. За полгода в Чечне подразделение, которым командовал Александр Коновалов, потеряло всего троих бойцов. Гибель каждого из них – трагедия. Но все остальные остались живы! И именно это Александр Коновалов определил для себя как главный успех той чеченской кампании.
Александр Иванович заметил: «Войны начинают не солдаты, а политики». Да и выигрывают или проигрывают их именно политики. А главная задача солдата – выполнить свой долг и остаться в живых. О своей службе в Чечне Александр Коновалов рассказал одной фразой: «Со всеми поставленными задачами справился». За этими скупыми словами и боевые действия, и засады чеченских боевиков, и помощь мирным жителям, которых приходилось защищать от бандитов.
В 1998 году Александра Коновалова отправили в Югославию. Как он сам с улыбкой заметил, «отдыхать». Александр Иванович входил в состав международных миротворцев. Вот только «отдых» в стране, метко прозванной «пороховой бочкой Европы», получился экстремальным. В Боснии и Герцеговине миротворцы должны были выступить в качестве рубежа между конфликтующими мусульманами, католиками и православными. Военные попросту принимали удар на себя.
Александр Коновалов вспомнил, как люди, исповедовавшие одну религию, с вилами шли в соседнюю деревню – расправляться с представителями другой религии. Миротворцы встали на пути фанатиков живой цепью. Стрелять нельзя: после первого выстрела начнётся кровавая мясорубка. Надеяться оставалось лишь на силу убеждения и на то, что к нападавшим вернётся здравый смысл...
Об американских бомбёжках Югославии Александр Иванович узнал, уже находясь в Усинске. Трудно описать чувства, которые он тогда испытал. Ведь сербы верили, что в случае опасности Россия их защитит. Но «старший брат» не сумел помочь славянскому народу.
Многие помнят обошедшие весь мир кадры: русских солдат, под носом у американцев, вступивших в Приштину, с цветами встречают жители города. Это была маленькая, но всё же победа русских в Югославии. И к ней приложил руку наш земляк. Александр Коновалов в своё время принял участие в разработке плана, который и позволил осуществить дерзкий манёвр.
«МЫ ВЫХОДИЛИ ИЗ МОРЯ...»
Сергея Новосёлова усинцам представлять не надо. Он не первый год возглавляет усинский Союз ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн. Сам Сергей Юрьевич был солдатом «необъявленной» войны – проходил службу в Ираке.
В знаменитый ныне из-за американской агрессии Ирак Сергей Новосёлов попал в 1987 году. Тогда разгорелся военный конфликт между Ираком и Кувейтом. Кувейт открыто поддерживали американцы. Советский Союз оказывал военную помощь Ираку. Но негласно. По официальным данным, наших военных там не было.
Сергей Новосёлов проходил службу на флоте – состоял в группе боевых пловцов. В задачу группы входило проведение разведки и совершение диверсионных актов. «Мы выходили из моря и уходили в море» – так описал действия своей группы Сергей Юрьевич. Ему до сих пор не дают покоя воспоминания о той «необъявленной» войне, в которой погибли его друзья и порой на волосок от смерти находился он сам.
Отслужив в армии, Сергей Новосёлов приехал в Усинск к родственникам. Устроился работать помощником бурильщика. Затем пошёл служить в милицию. Начал с сержанта, на пенсию ушёл старшим лейтенантом. Во время службы в правоохранительных органах Сергей не раз выезжал в командировки в Чечню. В горячей точке он побывал во время второй чеченской кампании (1999–2002 годы).
В Чечне задачи стражей порядка, на первый взгляд, мало отличались от тех, которые они выполняли в Усинске. Милиционеры должны были охранять общественный порядок. Но в горячей точке под охраной общественного порядка понимались и зачистки, и рейды, и спецоперации. Милиционеров больше всего поражало одно: в ста километрах, в России, идёт обычная мирная жизнь, а на территории субъекта РФ свистят пули и рвутся гранаты. И стражи порядка готовы были сделать всё, от них зависящее, чтобы на многострадальную чеченскую землю вернулся мир. Чтобы люди на этой земле, так же как и по всей Российской Федерации, могли спокойно жить, без опаски ходить по улицам и отправлять детей в школу...
День вывода советских войск из Афганистана будут отмечать не только те, кто прошёл службу в Афгане. Своих, и живых, и уже мёртвых, в этот день в России вспомнят участники всех – больших и малых, известных и необъявленных – военных конфликтов, на которые так богата новейшая история.
Людмила ВЛАСОВА
Отправить комментарий