На Усу за горбушей?

5 марта 2009 - 17:34

В Щельябоже в 2005 году местными рыбаками был выловлен 24-килограммовый осётр. Годом позже на Усе была поймана горбуша, которая обычно не заходит ни в Печору, ни тем более – в Усу. Неужели реки Республики Коми стали привлекательными для этих видов рыб?

Холодные северные реки считаются самыми чистыми, поэтому в них живут или заходят на нерест ценные породы рыб. Когда-то и бассейн реки Печоры считался таковым. Уса, в которую на нерест приходила сёмга, пока ещё находится на особом положении и относится к высшей категории водных объектов рыбохозяйственного использования.

Именно поэтому в 60-х годах была предпринята попытка акклиматизировать в реке Печоре осетра сибирского. Тогда в районе Печорской ГРЭС были выпущены несколько тысяч мальков. Впоследствии их никто больше не видел. Было решено, что эксперимент не удался, тем более, что ни по климату, ни по кормовой базе, которая в северных реках довольно скудная, этой рыбе наш край не подходит, – акклиматизация не увенчалась успехом. Но факт, приведённый чуть выше, остаётся фактом.

– Мы смогли заполучить этот экземпляр благодаря тому, что регулярно предупреждаем местное население о том, чтобы всю неизвестную им рыбу, которая не водится в наших реках, они отдавали нам на изучение, – рассказывает руководитель Усинского отдела по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства ФГУ «Комирыбвод» Павел Крылов. – Экспертиза подтвердила, что 24-килограммовый осётр имеет отношение к тем малькам. Значит, некоторые особи не только смогли прижиться, но и дать потомство. Таким же образом у нас оказалась и горбуша. Это был самец, причём готовый к нересту, в так называемом «брачном наряде». Горбуша – дальневосточная морская рыба. Встречается в водах Печорской губы. Максимальный миграционный путь к местам нереста у неё составляет 400 километров, а она поднялась почти на 900 километров. Брачный наряд говорит о том, что самец горбуши поднялся не один. Однако с тех пор выловить больше ни осетра, ни горбуши не удавалось.

Если учесть, что нерестовые породы рыб обладают генной памятью и всегда возвращаются для воспроизводства потомства туда, где родились, можно ли предположить, что через некоторое время в наших реках мы будем ловить горбушу? Экологи говорят, что в ближайшие десятилетия этим мечтам сбыться не суждено.

Не секрет, что экологическое положение водных объектов бассейна реки Печоры постепенно ухудшается. Климат становится мягче, температура воды – выше, но ценные породы рыб, такие, как сёмга, омуль, живут и размножаются в холодных водах. Промышленность, отходы жизнедеятельности человека в определённой степени тоже усугубляют положение. И чем дальше, тем сильнее.

– Долгое время природоохранными мероприятиями бассейновых рек Печоры никто не занимался, природа и человек жили сами по себе, – констатирует Павел Сергеевич. – До тех пор, пока Печора, Уса, Колва и некоторые другие реки бассейна были единственными транспортными магистралями, соединяющими отдалённые населённые пункты и производственные объекты, в том числе сёла, деревни, посёлки Ненецкого автономного округа с внешним миром, их русла поддерживались в судоходном состоянии. Регулярно проводились дноуглубительные мероприятия, работы по расчистке фарватеров. Сейчас квоты на эти статьи выделяются в ограниченном объёме. Настало время объединить усилия всех трансграничных административных районов и субъектов государства для выработки совместных действий по сохранению и поддержанию водных объектов и их биосистемы.

С этой целью в 2008 году был создан бассейновый совет по реке Печоре и её притокам, куда вошли представители соответствующих министерств и ведомств Республики Коми и НАО. Его задача – при участии профильных институтов найти решения проблем, некоторые из которых уже выросли до размеров глобальных. Например, мелеют и расширяются или вовсе меняют русла реки, от чего происходит обрушение берегов. Так, на Усе выше водозаборной станции в центре русла из года в год увеличивается коса. Вода, обходя преграду, размывает правый берег. Каждую весну Уса «отбирает» 1,5-3 метра у берега вместе с деревьями. Колва уже давно стала не судоходной. Это – лишь два примера, а сколько таких на протяжении более 2,5 тысяч километров рек Печорского бассейна?

От загрязнения реки потеряли свою ценность с точки зрения рыбного хозяйства. Уса и Колва перестали быть местом нереста сёмги и нельмы. Всё реже и в меньшем количестве стала заходить зельдь, а ведь наличие этой рыбы считается показателем чистоты воды. Не найдя комфортного для будущего потомства места, рыба погибает, нарушается цепочка генной памяти.

По словам Павла Крылова, среди других изменений в ихтиофауне, которые можно наблюдать сегодня, можно отметить следующие: в бассейновых водах реки Печоры становятся преобладающими по численности частиковые или, как говорят в народе, сорные виды рыб – язь, щука, окунь, налим. За последние три-пять лет наблюдается карликовость ценных пород, в основном – проходных и полупроходных рыб. Это происходит в связи с тем, что они попросту не доживают до солидных возраста и размеров.

И чем больше будет загрязняться вода, тем беднее будут популяции водных биоресурсов рек. Поэтому вопросы экологии сегодня должны волновать всех – специализированные службы и ведомства, экологов, всех жителей нашего края. Ведь не зря говорят, что вода – источник жизни.

Агния КАРАВАЕВА

Отправить комментарий