Наших предков кормила и поила Земля-матушка. Мы, дети городов, добываем хлеб насущный по-разному: кто нефть качает, кто улицы метёт, а кто в офисе бумаги «разгребает». Знакомство с сельским хозяйством водим в основном шапочное. Деревенские зорьки, пение петухов, парное молоко, романтичные вылазки «в ночное» – пасторально-идиллические картинки из жизни села, подобно рекламному «Домику в деревне». Они мало напоминают то, как живут многие сельчане сегодня. Едва сводящие концы с концами фермеры, голодный скот и ушедший под снег урожай, который либо некому убирать, либо некому продать.
Как живётся сельчанам в Усинском районе? За последние два-три года ситуация в АПК несколько стабилизировалась. Довольно неплохо работают два сельхозпредприятия: ООО «Колва» и ООО «Северный». Увеличилось число фермерских хозяйств – люди увидели, что и этот бизнес может быть прибыльным. Главное – как к делу подойти. Не уменьшается и число личных подсобных хозяйств. Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, размеры финансовых вливаний в отрасль из республиканского и местного бюджетов в 2009 году не сократятся, а даже увеличатся.
По словам руководителя сектора по работе с территориями горадминистрации, председателя усинского представительства межрегионального общественного движения «Коми войтыр» Галины Фащенко, в рамках муниципальной целевой программы на развитие АПК будет выделено 16,1 миллиона рублей из местного бюджета. Кроме традиционных направлений, которые финансировались в первую очередь (закупка племенного скота, производство сельхозпродукции и поддержка оленеводства), определены ещё несколько приоритетных статей расходов, в частности – приобретение комбикормов, содержание крупного рогатого скота и свиней. Помимо прочего, действует система субсидирования, касающаяся сельхозпредприятий, фермерских объединений и личных подсобных хозяйств.
Но и проблем предостаточно. Например, муниципальной программой по развитию АПК, принятой ещё в 2006 году и продлённой до 2011 года, предусмотрен ряд мероприятий, которые, как планировалось изначально, должны постепенно стабилизировать ситуацию и сделать сельхозпроизводство менее убыточным. Это – создание системы закупок продукции от личных подсобных хозяйств, предоставление субсидий на организацию пунктов приема по проверке качества молока, убою и первичной обработке скота, организация зоотехнического обслуживания хозяйств, покупка малогабаритной техники, содействие в обеспечении хозяйств молодняком крупного рогатого скота и земельными угодьями. Но, увы, перемены к лучшему происходят крайне медленно.
Как обстоит дело с организацией новых пунктов по приёму и проверке качества молока и другой сельхозпродукции? Выяснилось, что особой надобности в них нет, с теми объёмами сдаваемой продукции, которые есть в реальности, можно справиться и имеющимися силами. Да и по другим статьям можно долго перечислять «не достаточно», «не в полной мере», «не эффективно». Никто не спорит, что работа на селе – это тяжкий труд без выходных и праздников. Но в той же Кировской области действует тридцать сельхозпредприятий по производству молока и молочной продукции, и каждое из них научилось и производить, и продвигать свой товар, выходить с ним не только на уровень области, но и в соседние регионы и города, в том числе и Усинск. Неужто усинским аграриям не по силам снабжать Усинск молоком хотя бы на пятьдесят процентов от потребностей? Думается, по силам, было бы желание производителей, а за поддержкой и помощью дело не станет, ведь и прежде не отказывали – был бы результат.
Сейчас сельчане вправе попенять: «Вам бы, горожанам, самим попробовать поработать на селе. Вот тогда бы и рассуждали». Справедливо. А что по этому поводу думают усинцы? Смогли бы они вернуться к истокам и перебраться в деревню, особенно в нынешней непростой финансово-экономической ситуации?
Евгений Чураевский, инженер-электрик подрядной организации:
– У меня родственники живут в деревне, стараюсь каждый год хоть на пару недель к ним заезжать. Поэтому достаточно хорошо представляю деревенскую жизнь. С одной стороны, у них всё своё: мясо, овощи, фрукты. С другой, мои родственники каждый день – и в выходные, и в праздники – встают в четыре утра. И начинается рабочий день: сварить свиньям, покормить кур, выгнать корову в стадо, полить-прополоть огород... И так до вечера. Это очень тяжёлый труд. Чтобы жить в деревне, надо трудиться от зари до зари без выходных. Я бы так не смог.
Лариса Николаевна, учитель:
– Конечно, смогла бы, тем более, я родом из деревни. У жизни в селе есть свои преимущества и недостатки. Чтобы жить там, надо много работать, но так было всегда. С другой стороны, можно быть уверенным, что проблемы с «экологически чистыми» свежими продуктами не будет. Жизнь в деревне зависит от собственного трудолюбия и смекалки.
Александр Сороковкин, плотник:
– Можно было бы и перебраться. Уверен, моя степень свободы – внутренней, физической, экономической, социальной – увеличится в разы. В своём доме я не буду зависеть от коммунальщиков и энергетиков-монополистов – установлю собственный «ветряк» или куплю генератор, сделаю солнечные батареи. Смастерю душ, колодец вырою. Улучшу качество жизни, буду повышать свой иммунитет здоровой пищей, выращенной на собственном огороде.
Светлана Собгурова, работающая пенсионерка:
– Смотря какая деревня. Если не заброшенная, а, например, коттеджный посёлок в Краснодарском крае, то с удовольствием бы там поселилась. Но с нашими доходами об этом приходится лишь мечтать.
Елена Шведова, работник управляющей компании:
– Сейчас я бы ни в коем случае в деревню не поехала – ни возможностей, ни навыков для этого у меня нет. Я же городской человек. Но, выйдя на пенсию, наверное, я бы согласилась изменить образ жизни. Разбила бы небольшой огородик, книг бы накупила о том, как справляться со всем, что на «фазенде» можно вырастить. Позволила бы себе даже некий экстрим: например, завела бы кроликов или кур.
Мария Ильинская, повар:
– Иногда жутко хочется сбежать от суеты на природу, но я слишком люблю комфорт и бурную городскую жизнь, поэтому жить в деревне не смогла бы. Другое дело – загородный дом, куда можно выезжать в выходные или летом. У нас его пока нет, но у друзей есть дача, проводим там выходные и праздники. А сельское хозяйство – занятие точно не для меня. Мечтаю купить дачу и засеять всё газонной травой!
Владимир Казанков, временно безработный:
– Смог бы. Я специальностей много имею, в том числе комбайнёра и тракториста. Хочу заработать здесь северный стаж, потом уехать на Алтай и стать фермером. Если есть руки и желание работать, то в деревне жить – самое то.
Никита Кравченков, горожанин, мечтающий о деревне:
– Мне бы хотелось жить в деревне, потому что сельская жизнь позволяет быть ближе к природе. Да и в своих проявлениях деревенские люди более естественны, чем горожане, проще, что ли, добрее. Хочется не просто приезжать отдыхать в деревню, а именно работать, причём мне бы подошла та работа, которая позволяет быть ближе к земле.
Татьяна ЧЕРНОБРОВКИНА
Отправить комментарий