Подростковый вандализм: «шалость» или призыв о помощи?

15 апреля 2009 - 13:24

В марте средняя школа №6 несколько раз подверглась нападению неизвестных. Сначала окна школы были расстреляны из пневматического оружия, затем были использованы ледяные «снежки» и пивная бутылка, которая так и осталась между оконными рамами. Но на этом дело не закончилось: в ночь с 30-го на 31-е марта в школе были разбиты ещё два окна и раскурочены железные ворота на школьной ограде.

Иначе как вандализмом подобное не назовёшь. Кстати, согласно букве закона, вандализмом считаются действия, квалифицируемые как бессмысленные разрушения, порча имущества, совершаемые отдельным человеком или группой лиц. До 1996 года вандализм рассматривался уголовным правом как одна из форм хулиганства. В настоящее время он выделен в самостоятельный состав преступления и уголовная ответственность за него наступает с 14-и лет. Мера наказания, разумеется, назначается судом, и в зависимости от причинённого ущерба и других сопутствующих факторов может предусматривать штраф от 40 тысяч рублей и выше, а в вопиющих случаях и лишение свободы сроком до трёх лет.

Случившееся в шестой школе – это уже не безобидные «детские шалости», не рядовой эпизод и заслуживает серьёзного разбирательства. К слову сказать, администрацией школы составлено заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности и, как говорится, колесо Фемиды завертелось.

– Подобные выходки случались и раньше, но не в таком масштабе, – рассказывает заместитель начальника отдела участковых уполномоченных, майор милиции ОВД г. Усинска Олег Незнамов. – В данный момент круг лиц, причастных к совершённому правонарушению, определён, ведётся проверка, сбор первоначального материала, что и дознавателям, и следователям поможет определить состав преступления и статьи УК, по которым при наличии доказательной базы будет возбуждаться уголовное дело.

Для профилактики проявлений детской агрессии, в частности вандализма, во многих российских школах практикуется установка систем видеонаблюдения. И это приносит свои плоды. В тех школах, где установлены камеры, перестали бить окна, улучшилась посещаемость. В усинских школах такой формы контроля нет, установка систем видеонаблюдения пока только в планах.

На стадии расследования удалось выяснить, откуда велась стрельба по окнам. Осталось дело за малым: найти свидетелей. И здесь бы очень помог сторож, который, как известно, должен дежурить в школе круглосуточно и охранять вверенное ему имущество. Вот тогда бы и удалось злоумышленника в буквальном смысле поймать за руку и заставить ответить по всей строгости закона.

Что характерно, от юных вандалов пострадала не только шестая школа. В других образовательных учреждениях, хорошо, что не с такой частотой, тоже «выставляют» окна, покрывают стены «наскальной живописью», гордо именуемой граффити, ломают детские площадки, несмотря на то, что большинство сооружений сделаны из металла – примеры проявлений детского вандализма можно перечислять долго. Но почему-то в большинстве своём злоумышленники остаются безнаказанными. Может, виной тому безразличие окружающих, действующих по принципу «Не моё – не жалко», «Наше дело – сторона»?

Что толкает на совершение подобного вредительства детей? Прежде всего – скука, желание развлечься, получить заряд острых ощущений, утвердиться среди сверстников. А способствует этому иллюзия вседозволенности и безнаказанности, так как презумпцию невиновности и правило «Не пойман – не вор» ещё никто не отменял. Понятно, что под действием алкоголя или наркотиков у подростка, образно говоря, пропадают тормоза и то, на что он в здравом уме не пошёл бы никогда, становится возможным.

Существуют различные формы подросткового вандализма. Одна из них – мщение, ответная реакция на обиду или оскорбление. Как правило, в таких случаях разрушения совершаются анонимно, процесс уничтожения или порчи имущества обидчика приносят мстителю эмоциональное удовлетворение и позволяет вандалу долгое время оставаться безнаказанным, так как всё происходит без свидетелей и участия пострадавшего. Часто обида может возникнуть из чувства зависти или допущенной несправедливости, а может и вообще быть воображаемой. При этом сам объект разрушения выбирается по принципу «просто под руку попал».

Что характерно, учёные выявили закономерность: те, кто совершал разного рода акты вандализма в подростковом возрасте, как правило, к 21 году уже имеют солидный «послужной список» – череду приводов в милицию, постановку на учёт в инспекции по делам несовершеннолетних, а то и уголовный «стаж».

Прежде было принято считать, что среди «разрушителей» и драчунов больше мальчиков, нежели девочек. В наше время это уже не так. Сегодня «хрупкие создания» легче вступают в драку, чем парни, а в пылу борьбы между ними принципы «до первой крови» или «лежачего не бьют» не срабатывают никогда. Несмотря на то, что для совершения серьёзного акта вандализма нужна недюжинная сила, даже в этом девушки уже не уступают ребятам.

Считается, что одной из причин, почему у детей возникает желание что-то крушить и портить, искать понимания у таких же «детей улиц», является напряжённая обстановка в семье, когда ребёнок видит, что родителям безразлично, как, где и в какой компании он проводит свободное время, чем занимается.

Однако усиленные контроль и внимание – не панацея. Чрезмерная строгость, лишение права на самостоятельность, суровые наказания за незначительные или непреднамеренные провинности также способствуют срывам в поведении подростка.

Уважаемые взрослые, задумайтесь, не являются ли подобные акты вандализма своеобразным криком ребёнка о помощи? Что предпринять? Здесь следует действовать сообща семье и школе. Обсуждая проблемы дома за «круглым столом», вы поможете детям избежать многих неприятностей.

Ну, и конечно же, прилагайте максимум усилий, чтобы воспитать в детях чувство ответственности за сказанное и сделанное. Это очень сложно, но необходимо.

Ирина БЕРЕЖНИЦКАЯ

0

А что тут поделаешь если этим нехочет заниматься милиция, когда им звонишь и жалуешься, то получаешь ответ что до 22-00 можно делать что хочешь, а вот после звоните. А зачем же тогда наша доблестная милиция вообще нужна?

Отправить комментарий