День железнодорожника – семейный праздник

7 августа 2012 - 16:21

В жизни каждой страны железные дороги играют особую роль. Они были и остаются основным средством транспортного сообщения, связывающим «города и судьбы». А ведущей профессией на железнодорожном транспорте была, есть и будет профессия машиниста. Она, без сомнения, одна из самых романтичных и трудных. Однажды выбрав эту дорогу, в большинстве своём люди остаются верными ей всю жизнь. Как, к примеру, Андрей Антонов – машинист тепловоза, посвятивший железной дороге более 30 лет жизни.

Многие сравнивают работу машиниста с профессией лётчика, космонавта: отменное здоровье, психическая устойчивость, готовность к постоянным психологическим перегрузкам, выносливость, дисциплинированность, чёткость, собранность, умение концентрироваться, оперативно принимать решения и понимать всю меру взятой на себя ответственности. Вот далеко неполный перечень качеств и квалификационных требований, которыми должен обладать человек, отвечающий не только за сохранность подвижного состава, но и, самое главное, за жизнь людей.

А за «парадной», видимой стороной всегда есть «рабочая». Ранние побудки, ночные дежурства, невозможность уделять семье столько времени, сколько требуется, бесчисленные километры «стальных магистралей», сливающихся в сплошную линию.

Рабочий день машиниста начинается с обязательного медицинского осмотра – с помощью специального прибора измеряют пульс, давление и ещё с десяток показателей. Далее – инструктаж и небольшое тестирование. Испытуемому нужно ответить на несколько вопросов, появляющихся на экране компьютера, и уже после этого, если со всеми заданиями справился успешно, машинист получает допуск к работе.

– Первым делом обязательно оцениваю техническое состояние «машины», – рассказывает Андрей Александрович, – тепловоз – второй дом машиниста, опытный специалист, зная конструкцию, заметит неполадки даже во время визуального осмотра. Ну а непосредственно моё рабочее место – это массивный железный пульт «командира экипажа» со множеством тумблеров, рукояток и тормозных кранов. А прямо перед машинистом находится рычаг регулировки скорости. На железную дорогу я пришёл ещё в «докомпьютерные» времена, в 1981 году, потом уходил, но в 2005 вернулся. Люблю свою работу, коллектив у нас замечательный. А что ещё нужно для дела?

По словам Андрея Антонова, очень многое зависит от опыта специалиста, от исправности тормозной системы. Ведь если он ошибётся или слесари не заметят, что тормоза изношены, тепловоз может попросту «улететь» в конец тупика.

– Повышенная опасность нашей работы состоит ещё и в том, – продолжает машинист, – что, совершая манёвр, переходя, например, на другие пути, локомотив тянет состав не только за собой, но и толкает вагоны впереди себя, что кратно сокращает обзор. И здесь всё зависит от машиниста, его внимательности, соблюдения всех инструкций и правил, обеспечивающих безопасную работу на железной дороге. Сейчас всё движение под пристальным контролем. Это раньше, в 80-е, бывали случаи, когда состав останавливался по какой-то личной нужде бригады. Сейчас с этим строго.

Ну, и не менее важно для машиниста, как впрочем, и для представителей других сложных профессий, иметь надёжный тыл. Как бы ни было трудно, но когда знаешь, что дома тебя ждёт любящая супруга, всегда готовая выслушать, помочь, поддержать, приободрить, то и проблемы кажутся незначительными.

– С женой мы уже больше трех десятков лет вместе. Познакомились, как вы думаете, где? Правильно, на железной дороге, – улыбается он. – Сейчас она начальник станции «Усинск». Поэтому День железнодорожника для нас – семейный праздник.

«Держись, машинист! Брось последнюю улыбку на шпалы…», – поёт Олег Медведев. А в это время по просторам нашей необъятной страны движутся сотни поездов, которые ведут мужественные люди, чья работа по-настоящему важна для каждого из нас.

Наталия Попова, «Наш новый Север»

Отправить комментарий