Дети лейтенанта Шмидта, или По стопам Остапа Бендера

19 августа 2009 - 08:45

Злоупотребление доверием – так законодательство трактует мошенничество. На свете действительно немало доверчивых людей. И этот факт часто на руку мошенникам, которым ничего не стоит обмануть старушку, невинного ребёнка или беспечных граждан. Сегодня мы попытаемся предостеречь читателей от возможных ошибок, которые до них уже совершили другие.

В следственном отделе при ОВД по г. Усинску сообщили, что в предыдущие два года в усинский городской суд на рассмотрение было передано порядка 20-и дел по статье 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество». Три из них наиболее показательны, по двум были вынесены судебные решения, а третье прекращено за недоказанностью.

В 2008 году предприниматель по фамилии Красавенко арендовала в одном из крупных мебельных магазинов Усинска несколько квадратных метров, поставила там стол и стул и стала принимать от усинцев заказы на поставку мебели. Правда, действовала она по принципу монтёра Мечникова из знаменитых «12 стульев»: «Утром деньги – вечером стулья». Деньги за ещё не поставленную мебель брала вперёд. Ей удалось выполнить свои обязательства перед несколькими заказчиками, но тут настало время платить за аренду помещения. Так как своих денег на это не было, она пустила в ход средства очередного заказчика. Потом возникли другие финансовые трудности, с которыми она решила справиться за счёт своих клиентов. В итоге приобрести и поставить заказанную мебель она оказалась не в состоянии. Всего обманутых оказалось семеро. И эти семь доказанных эпизодов мошенничества стали причиной условного срока наказания, назначенного предпринимателю судом.

Годом ранее гражданин Дербин предложил усинцам свои услуги по изготовлению пластиковых окон. Самое любопытное и одновременно неприятное что сумели доказать следователи, это то, что Дербин даже не собирался выполнять взятые на себя обязательства. Он просто взял предоплату у четырёх заказчиков и исчез из города. И только через некоторое время, после того как его объявили в федеральный розыск, он был обнаружен в Москве и возвращён на свою малую родину в Усинск. Почти сразу он дал показания, в которых признал свою вину. Вероятно, это чистосердечное признание и облегчило наказание, которое, как и в первом случае, стало условным.

Больше повезло третьему «бизнесмену», который вообще не был наказан. Его лишь обязали, собственно, как Красавенко и Дербина, вернуть деньги заказчикам. Гражданин Т. не организовывал никакие ООО, не арендовал помещений под офис. Он просто ходил по квартирам и предлагал свои услуги по изготовлению всё тех же пластиковых окон. Чистоту сделки и принятия предоплаты должен был гарантировать договор заказа. Но дело «не пошло» практически сразу: московские поставщики всё никак не могли поставить необходимые материалы, что свело на нет саму возможность выполнить заказ. Несмотря на это, мужчина продолжал набирать заказы доверчивых усинцев. Но даже в подобном поведении «предпринимателя» обвинение не нашло умысла – улик оказалось недостаточно. Несколько раз дело возвращалось на дорасследование, а в итоге было прекращено.

Вполне возможно, что данное решение справедливо. Так как подобный способ ведения бизнеса характерен для начинающих бизнесменов, у которых нет первоначального капитала, необходимого для «раскрутки». В надежде, что всё получится, как только удастся выполнить пару-тройку заказов, они каким-то образом внушают эту уверенность клиентам и получают с них деньги за несуществующий товар, то есть за идею, судьба которой совершенно непредсказуема.

Однако, по мнению начальника следственного отдела ОВД г. Усинска Григория Бугаева, в подобного рода ситуациях было бы неправильно перекладывать ответственность только на предпринимателей. Человек, добровольно ставший «соучредителем» или «спонсором» зарождающегося бизнеса, в какой-то мере тоже ответственен за результат сделки. Чтобы обезопасить себя, он должен, как минимум, узнать о надёжности предпринимателя, поинтересовавшись его прошлым опытом работы, расспросив его предыдущих клиентов. Благо, Усинск – город маленький, где почти все друг друга знают.

Среди других признаков, которые должны насторожить гражданина, желающего довериться предпринимателю, – отсутствие стационарного телефона (то есть связь поддерживается исключительно посредством мобильного телефона), а также отсутствие или сокрытие адреса, по которому всегда можно найти предпринимателя, или адреса его офиса. Перед заключением сделки желательно проверить наличие у исполнителя свидетельства о предпринимательской деятельности и постараться сверить действительные паспортные данные с указанными в договоре.

Самое печальное, что в подобных ситуациях оказываются люди с небольшим достатком и недостаточно грамотные – об этом свидетельствует статистика. И всё потому, что именно им чаще всего приходится задумываться об экономии средств, ведь их должно хватить и на жильё, и на еду, и на прочие бытовые потребности, да и в отпуск тоже хочется съездить. В общем, надо сделать всё, чтобы максимально дотянуться до планки «не хуже, чем у других». Так люди цепляются за возможность приобрести товар по сходной цене, чтобы не упустить шанс и извлечь выгоду.

Но виной тому, что человек оказывается в беде, может стать и его доброта, отзывчивость и готовность помочь ближнему.

Некоторое время назад в Усинске было возбуждено немало дел, имеющих признаки мошенничества, связанных с азартными играми. Игроманы выпрашивали у родных, друзей, знакомых деньги в долг, заведомо зная, что вернуть их не смогут. По словам Григория Бугаева, с закрытием игорных заведений подобных фактов практически не стало.

Агния КАРАВАЕВА

Отправить комментарий