Дорога к «храму духовности»

30 октября 2012 - 18:51

Что отличает человека от прочих млекопитающих? Ответ, известный со школьных времён: разум, совесть, нравственность и гуманизм. Или как у классика русской литературы Льва Толстого – способность сострадать ближнему.

Редакция газеты находится неподалёку от одной из усинских школ. И наши маленькие соседи не устают нас удивлять. Например, «изящной словесностью» в виде нецензурной брани, весьма патетично звучащей в устах первоклассника.

Педагоги в таких случаях только разводят руками: «Мы-то этому детей не учим, а подобная «непотребщина» идёт из семьи, от низкой культуры родителей. Сейчас ведь материться стало если не модно, то почти естественно – в кругу друзей, дома перед телевизором».

Или вот другая неприглядная реалия наших дней – родители, гуляющие с детьми и при этом попивающие пиво или какой-нибудь забористый коктейль из жестяной банки, а в перерыве между глотками – дымящие сигареткой. И это при том, что запрет на распитие алкоголя в общественных местах никто не отменял.

В очереди сегодня вряд ли пропустят вперёд. И неважно кого – инвалида, с трудом передвигающуюся бабушку, беременную или женщину с грудничком.

Что это, симптомы равнодушия и грубости, норовящих скатиться к неизвестно как появившейся норме? И что же тогда творится с этими самыми отличительными человеческими признаками – совестью и нравственностью?

Если говорить о нравственности как о синониме духовности, то решение проблемы следует искать в религии. С давних времён человек учился нормам морали через библейские заповеди христианства, постулаты Корана, Талмуда или Танаха.

Но во времена «развитого соцреализма», как известно, широко пропагандировался атеизм, отучивший от веры в высшую справедливость несколько поколений наших сограждан. Особенно это коснулось православия. Вернуться к былому уровню почитания религии в нашей стране теперь не так просто.

Однако положительные сдвиги всё-таки есть. К примеру, при Усинских храмах уже не первый год действуют воскресные школы, где детям и взрослым рассказывают об основах православия. Службы, проходящие здесь в праздничные дни церковного календаря, собирают сотни прихожан. Есть такая школа и при мечети. Чем не доказательство возрождения духовности в России и в частности – в Усинске?

Но с другой стороны, дорога к храму у каждого своя, да и быть неверующим совсем не значит быть бездушным. Можно ли оставаться человеком с большой буквы и без религиозных догматов? И тут священнослужителям уже возражают психологи: да, можно. Но тогда человеческие качества стоит воспитывать в себе через искусство – кино, музыку, живопись.

Но вот ведь в чём загвоздка – современная медиа-индустрия и информационная «раскрепощённость» диктуют совсем не те примеры, на которых стоит учиться.

Взять хотя бы нашумевший фильм «ДухLess», не так давно с успехом прошедший в кинотеатрах. Это, скорее, рекламный проект, рассчитанный на массового зрителя, чем отклик на размышления о потерянной духовности россиян. А ведь именно так позиционируют фильм продюсеры и прокатчики, вторя Сергею Минаеву, автору книги «ДyxLess. Повесть о ненастоящем человеке».

«Герой нашего времени» Лермонтова, написанный более ста семидесяти лет назад, намного поучительней современной прозы. И потому тем, кто не хочет потерять себя, остаётся следовать старому, как мир, но действенному совету: не читать дурных книг, не смотреть плохих фильмов и почаще «включать» в себе внутреннего цензора.

А ещё быть более внимательным – к себе, к детям, окружающим.

Ольга Новикова, «Наш новый Север»

Отправить комментарий