Для нас, детей, родившихся в Усинске, или тех, кого родители привезли на Север ещё совсем маленькими, наш город стал родным. Мы росли вместе с ним. На наших глазах наши родители с невероятным азартом и энтузиазмом строили дома, школы, дороги, осваивали месторождения. Работали в тяжёлых условиях, но с какой-то лёгкостью, при этом не жаловались. По крайней мере, нам так казалось.
Когда мои родители Вячеслав и Надежда Василенко приехали в 1975 году на Север, им было чуть за двадцать. Тогда они ещё не знали, что Усинск станет их судьбой и судьбой их детей.
Деревянный самострой на берегу реки Усы отец обустраивал два месяца, чтобы встретить маму. Смастерил кой-какую мебель – деревянную кровать, детскую люльку, стол, даже шторки на окна сшил и посадил комнатные цветы в стеклянные баночки – всё для того, чтобы молодая жена Надюша чувствовала себя здесь, как дома. В Парме тогда уже работала котельная, но дом отапливался дровами, а воду привозила «водовозка» раз в день. Были в посёлке столовая, магазин и школа. Когда в магазин завозили продукты, сразу выстраивалась огромная очередь, всё закупалось впрок. Если брали капусту, то мешок, если тушёнку – то коробку. Молока и молочных продуктов не было, поэтому маленьких детей кормили кашами, сваренными на сухом молоке. Зато в нескольких метрах от дома была прекрасная рыбалка – рыбы в Усе было предостаточно, да и на охоту было недалеко ходить.
Отец часа в четыре утра уходил «на дичь», а потом отправлялся на работу. Трудился он в автоколонне объединения «Коминефть» на «вахтовке», возил людей на 89-ю буровую. Через реку Колву – моста тогда ещё не было – переправлялись на пароме. Днём «вахтовка» становилась дежурной машиной, а вечером отец на своём ГАЗ-66 развозил рабочих по домам.
Обустроенных детских площадок в посёлке не было, поэтому детвора находила себе развлечения сама. Играли в «казаки–разбойники», показывали чудеса акробатики на трубах теплотрассы, зимой рыли «пещеры» в сугробах, которые вырастали выше крыш жилых балков. Было весело.
Школьные годы – самые памятные. 1981 год, 1 «д» класс, первая учительница Людмила Бобрецова. В Пармской восьмилетке начальные классы находились в «маленькой» (так её все называли) школе, а столовая – в «большой». В классах, как правило, было по 40 человек. Начиная с пятого класса, нас несколько раз, переводили из класса в класс, поэтому можно сказать, что на параллели учились сплошь одноклассники.
Любимым уроком большинства была физкультура, когда она проходила на причале. Никто занятий не прогуливал, лишь бы съехать на лыжах по крутому берегу реки. Не беда, что приходилось тащить в этот день на себе лыжи, палки, зимнюю спортивную форму, плюс тяжеленный портфель с учебниками. Потом, разгорячённые, мокрые до нитки, мы возвращались в класс и ещё долго обсуждали все нюансы зимнего катания на лыжах.
Со многими одноклассниками, кто остался в городе, встречаемся до сих пор, с теми, кто уехал, переписываемся. Да и учителя помнят нас, узнают при встрече. И как нас не помнить, ведь мы были активистами-комсомольцами, участвовали во всех мероприятиях, соревнованиях, акциях.
Жили мы в балке, рассчитанном на две семьи, по улице Новосёлов, который нам дали от УПТО и КО, где работала контролёром мама, дедушка Виктор Иванович сварщиком, а бабушка Клавдия Петровна – оператором котельной. С кубанской основательностью папа и дедушка подошли к благоустройству жилья: пристроили ещё одну комнату, тёплый коридор, ванную и туалет.
Каждое лето родители обязательно вывозили нас с братом на юг. Причём отпускных и зарплаты папы хватало, чтобы слетать туда и обратно на самолёте, исколесить полстраны, побывать на море. В те времена было очень престижно, да и доходно жить и работать на Севере.
Папа тогда уже работал в УТТ-3 на КРАЗе, а затем на «трубовозе» (УРАЛ-375) на строительстве подъездных путей к скважинам, отсыпал площадки под все буровые от Усинска до Харьяги. Прокладывая дорогу через болота, возил на 51-ю, 89-ю буровые и на Возей лес для строительства лежнёвок. В те времена часто проводились соцсоревнования и конкурсы «Лучший по профессии», и несколько лет подряд Вячеслав Василенко занимал призовые места. Когда УТТ-3 расформировали, образовалось новое предприятие «Коминефтедорстройремонт», куда отец перешёл работать. В 1984 году здесь была сформирована комплексная бригада из 20 водителей, 2 бульдозеристов и 4 экскаваторщиков. В ней работали Александр Шарков, Александр Крылов, Иван Зыков, Мунир Гадельшин, Николай Мурза, Валерий Сорока, Александр Германов, а бригадиром был Виктор Галкин. Продолжая ударно работать на строительстве дорог, эта бригада в 1987 году победила в соцсоревновании и стала лучшей в Республике Коми. Чествовали дорожных строителей во Дворце культуры, вручили премии, а от транспортного объединения выделили передовикам два новых автомобиля «Жигули» и «Волгу». С 1988 года эту славную бригаду возглавил Вячеслав Василенко.
Когда в стране наступила «перестройка», на предприятии образовалось несколько кооперативов. В один из них, «Магистраль», перешла вся бригада В. Василенко. Опыт наших дорожников пригодился и за пределами республики. В 1990 году бригада отправилась в командировку на строительство дороги в Ростовскую область.
Даже выйдя на пенсию, отец продолжает заниматься делом всей своей жизни – строительством дорог, работает в «Усинском ДРСУ».
Где бы ни работал Вячеслав Викторович, а его трудовой и водительский стаж более 40 лет, он всегда был в гуще событий, среди коллег пользовался уважением, к нему постоянно шли за помощью и советом.
Наша семья два раза пыталась поменять место жительства, но проходило некоторое время, и мы возвращались в Усинск. В последний раз я и мой брат Женя приехали в Усинск уже со своими семьями. Теперь он – родной город не только для наших родителей, нас с братом, но и моих детей. Ведь родиной становится не только то место, где ты родился, но и то, где тебе хорошо, спокойно и комфортно жить, куда тебе хочется возвращаться.
Елена ВАСИЛЕНКО
Отправить комментарий