Профессию следователя можно сравнить со специальностью «врача-диагноста». Он, как и его коллега в белом халате, собирает неоспоримую и достаточную доказательную базу, чтобы «поставить диагноз» – вынести заключение о том, к какой категории отнести фигуранта правонарушения – подозреваемого, свидетеля, виновного или потерпевшего. Поэтому на следователе лежит большая ответственность за правильность принимаемых решений.
О приоритетах в работе ведомства, методах и оперативной обстановке в Усинске рассказал руководитель Следственного управления Следственного комитета России по РК Николай Басманов во время прямой линии, организованной посредством видеосвязи.
– Николай Алексеевич, в чём специфика работы Следственного комитета?
– Мы занимаемся расследованием преступлений, подпадающих под категории тяжких и особо тяжких, – убийств, изнасилований, дел с причинением тяжкого вреда здоровью, повлёкшего смерть, дел коррупционной направленности, тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними и против них. Плюс ко всему – все преступления так называемых спецсубъектов: судей, следователей, прокуроров, депутатов. Каждый год наше Управление расследует более тысячи уголовных дел.
– Какие преступления, совершённые в Усинске, на особом контроле вашего ведомства?
– Наметилась не очень хорошая тенденция: по Республике Коми количество уголовных дел по статье «убийство» сокращается, а в Усинске их количество растёт. За девять месяцев нынешнего года в городе совершено девять убийств – по сравнению с 2011-м их количество значительно увеличилось. В два раза выросло число преступлений, классифицирующихся как «тяжкие телесные повреждения, повлёкшие смерть». На особом контроле у нас – преступления в отношении детей. Одним из последних дел стало расследование преступлений, совершённых педофилом, который орудовал на территории Усинска и в Ухте. Обвиняемый уже ознакомился с материалами, а это более десяти томов, дело направлено в Верховный Суд РФ. Считаю, что человек, который надругался над ребёнком, навсегда порвал отношения с обществом и заслуживает самого сурового наказания. Потому что нет более гнусных преступлений, чем те, что направлены против детей.
– Не секрет что официальная статистика не отражает полной картины – преступлений совершается больше, чем реально известно правоохранительным органам. Зачастую люди, опасаясь за личную безопасность, не обращаются в полицию, не пишут заявлений…
– Проблема действительно есть, но система обеспечения безопасности уже достаточно проработана и отлажена. Действует программа защиты свидетелей, при которой в уголовном деле называются ненастоящие фамилия и данные заявителя – мы в праве их засекретить. Вообще хочу напомнить, что от инициативы людей, от их согласия идти на контакт с органами правопорядка многое зависит и в том, насколько оперативно будет раскрыто преступление, насколько полной и неопровержимой будет доказательная база.
– Одно из направлений деятельности ведомства – пресечение и раскрытие преступлений коррупционной направленности. Работники каких сфер уличаются во взяточничестве чаще всего?
– Больше всего коррупции среди работников правоохранительных органов, далее идут представители муниципальных органов власти, здравоохранения, образования и различных контролирующих органов. Грубо говоря, людям, стоящим у станка, взятки давать не будут – не тот уровень и статус, да и соответствующей властью они не обладают. Сложность расследования таких преступлений в том, что они, как правило, латентны, происходят за закрытыми дверями и без свидетелей. Выявить преступников удаётся благодаря кропотливой работе следователей, в ходе прокурорских проверок, а также в результате расследования других уголовных дел и выявления новых составов преступлений, в том числе и коррупционных. По моему глубокому убеждению, такие понятия, как органы власти и коррупция, несовместимы. Государство, поражённое этой бедой, как и организм, задетый болезнью, не может нормально существовать и развиваться. Закон должен быть един для всех, никто не вправе использовать служебное положение для собственного преступного обогащения.
– У людей то и дело возникают нарекания на бездействие полиции. Какая работа ведётся в этом направлении?
– Не так давно сотрудницей отдела по делам несовершеннолетних была скрыта информация об изнасиловании ученицы одной из школ, в которой госпожа полицейская работала инспектором. По её вине, а она даже не написала рапорта о случившемся (!), ребёнок пострадал дважды – безнаказанный отчим снова надругался над девочкой. Результаты служебного расследования и возбуждение уголовного дела – пример того, что недобросовестное выполнение должностных обязанностей жёстко карается законом и стоит на особом контроле в Следственном комитете. Я лично курирую все дела, в которых пострадавшие – дети. Помимо этого, мы оперативно реагируем на все сигналы о бездействии недобросовестных полицейских, ни один факт не остаётся без внимания.
Хочу заметить, что работа следователя очень сложная, интенсивная и требует от человека большой самоотдачи. В целом состав следователей у нас профессиональный и с этим коллективом Следственный комитет может решать любые задачи. Об этом говорит и тот факт, что по республике в основном раскрываются все совершаемые тяжкие и особо тяжкие преступления.
– Николай Алексеевич, слышал, у вас особое отношение к Усинску...
– Да, с этим городом у меня связано много воспоминаний. Хорошо помню то время, когда Усинск ещё входил в Печорский район. Я тогда занимал должность старшего следователя Печорской прокуратуры. Вместо домов стояли балки, не было ни одного капитально построенного здания. Когда говорили, что здесь будет город, воспринималось как что-то нереальное, потому что тогда ещё не было даже железной дороги, а основное сообщение осуществлялось по воздуху с помощью самолётов АН-2. В 1974 году мне довелось расследовать авиакатастрофу, когда самолёт по вине экипажа упал всего в семнадцати километрах от Усинска. Виновные были выявлены и наказаны. Это стало моим, можно сказать, боевым крещением. Оперативная обстановка была тогда непростой, население состояло из приезжих, поэтому изобличить преступников не всегда удавалось по горячим следам.
Сегодня Усинск – молодой, перспективный город, промышленный центр, и мне очень приятно, что его удалось так быстро построить.
Пользуясь случаем, желаю всем усинцам дальнейшего развития и процветания. Пусть правонарушений с каждым годом становится меньше, чтобы каждый житель чувствовал себя в безопасности под защитой закона.
А коллег – ветеранов и всех сотрудников органов внутренних, – поздравляю с приближающимся профессиональным праздником. Пусть в ваших служебных буднях будет как можно больше спокойных дней, а все усилия по охране законности и правопорядка приносят весомые результаты.
Отправить комментарий