Право называться родителями надо заслужить. Особенно если речь идёт о ребёнке, однажды уже пережившем потерю самых близких людей.
Термин «социальное сиротство» появился не так давно. К сожалению, одной из неприглядных отличительных черт современности стало такое явление, когда дети вдруг становятся ненужными собственным или приёмным родителям.
– Статус социальный сирота даётся ребёнку, чьи мамы и папы были лишены родительских прав, – поясняет заведующая отделением социальной помощи семьи и детям ГБУ РК «ЦСЗН» г. Усинска Светлана Плотичкина. – Но есть ещё такие «начальные» или переходные стадии, как «безнадзорные дети» и «семьи с социально неблагополучной обстановкой».
К безнадзорным относятся те дети, чьё поведение не контролируется взрослыми вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения последними обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребёнка. То есть главное отличие безнадзорных от беспризорников в том, что у первых детей есть дом, но они в нём не живут. Есть у них и родители, правда, называются они таковыми лишь формально.
Во все времена беспризорность была следствием масштабных общественных потрясений и катастроф – войн, революций, голода или эпидемий. В России количество брошенных детей резко возрастало трижды: после 1917 и 1941 годов, а также в начале 90-х годов прошлого столетия. Последний всплеск показателей детской беспризорности и безнадзорности объяснялся причинами социально-экономического характера – ростом безработицы, падением уровня благосостояния граждан, что самым негативным образом сказалось и на микроклимате семьи. Дети стали добровольно уходить от родителей-алкоголиков и наркоманов, желая сбежать от конфликтов, третирования и унижений, причиной которых была личная неудовлетворённость взрослых своим положением.
Однако социальное сиротство и безнадзорность несовершеннолетних вполне можно предупредить – достаточно своевременного внимания и действий специалистов социальных служб, педагогов и полицейских по отношению к конкретной семье с неблагополучной социальной обстановкой.
– Сегодня на учёте в секторе опеки и попечительства Агентства РК по соцразвитию г. Усинска состоит 71 такая семья (49 из Усинска, ещё 22 – из сёл и деревень Усинского района), – говорит заведующий сектором опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию в г. Усинске Наталья Зырянкина. – Стоит отметить, что эта цифра ниже прошлогодних показателей. Также заметна положительная динамика в вопросах лишения родительских прав – таких случаев тоже становится меньше. Причины улучшения во многом связаны с целым комплексом профилактических мероприятий, проводимых совместно специалистами различных ведомств – сотрудниками нашего сектора, полицейскими отдела по делам несовершеннолетних, психологами и педагогами. С горе-мамами и папами проводятся регулярные беседы и встречи, а тем, кого уже лишили родительских прав, даётся возможность для их восстановления. Работа ведётся не только с неблагополучными мамами и папами, но и с ближайшими родственниками ребёнка – всё больше случаев, когда опекунами становятся бабушки, дедушки, сёстры, братья, тёти и дяди несовершеннолетних ребят.
Показатели в целом по Республике Коми выглядят не так оптимистично. На днях руководитель Агентства РК по социальному развитию Илья Семяшкин сообщил на заседании совета при Главе РК по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике о том, что в республике участились случаи прекращений опеки над детьми.
По его словам, 67 процентов решений о прекращении опеки принято в отношении ближайших родственников детей. Анализ причин возврата детей говорит о нежелании замещающих родителей преодолевать трудности в воспитании ребёнка, отсутствии элементарных знаний об особенностях развития и потребностях детей в определённый возрастной период, а также свидетельствует об утрате контакта и взаимопонимания между законным представителем и его подопечным. Также выявляются факты жестокого обращения с детьми.
– В подавляющем большинстве случаев опека оформляется над детьми сложного подросткового возраста, когда личность ребёнка уже сформирована, а сам он привык к определённому поведению и изменить его не так просто, – поясняет С. Плотичкина. – Другая сложность заключается в том, что опекунами обычно выступают бабушки – те самые, которые уже «воспитали» детей, ставших неблагополучными родителями. Поэтому в их неумении совладать с внуками нет ничего удивительного. А ребёнок продолжает расти и воспитываться всё в той же неблагополучной обстановке. Бывает также, что лишение родительских прав носит лишь формальный характер – известны случаи, когда горе-родители продолжали жить с отнятыми у них по закону детьми в одной квартире.
Кстати, по российскому законодательству кровные родственники не обязаны доказывать свою родительскую состоятельность. А вот для остальных кандидатов в опекуны или усыновители с 1 сентября 2012 года стало обязательным обучение в «Школе приёмных родителей». Есть такая школа и в Усинске. Существует она на базе отделения социальной помощи семье и детям ГБУ РК «ЦСЗН г. Усинска». Сегодня в ней обучаются одиннадцать человек – те, кто сознательно готовит себя к будущему материнству или отцовству.
– В воспитании ребёнка очень важна любовь, – говорит Светлана Плотичкина. – Это то, на что мы делаем главный акцент в своей школе. Приёмный ребёнок не должен быть обузой, доставшейся от нерадивых родственников, или тем, кого вы взяли в семью из жалости. В первую очередь он должен быть любим, только при таком условии можно будет преодолеть самые сложные ситуации, подростковый возраст и кризисы в поведении вашего приёмного сына или дочери.
Брехня!!! Противно читать-вся работа этих служб случается только тогда, когда нужно уже бить в набаты и спасать детей. Знаю не по наслышке!
Согласна!!!!
Отправить комментарий