В цепких пальцах телемаркетинга

21 апреля 2010 - 14:32

Был такой период, когда не проходило дня, чтобы я не посмотрела по каналам «TV-sale» и «Телешоп», как, желая «облегчить жизнь» всем и каждому, телеведущие демонстрируют уникальные возможности чудесных новинок из мира кухонной утвари, бытовой, спортивной и косметологической техники – соковыжималок, пароварок, грилей, йогуртниц, отпаривателей, массажёров-тренажёров, эпилляторов, предлагая их по «несправедливо низким ценам».

Маркетинговые «заманухи» сделали своё дело: в моём арсенале появились овощерезка с кучей насадок и соковыжималка, набор замечательных ножей, паровая гладильная система, два спортивных тренажёра и вакуумный массажёр. Правда, новинки косметологии, обещавшие сотворить чудо и чуть ли не сразу «стереть с лица» груз накопившихся лет, доверия почему-то никогда не вызывали.

На этом моя «телемагазиномания» закончилась – хоть большинство приобретённых товаров оправдали все ожидания и вложенные в них деньги, «излишества», без которых раньше вполне обходилась, влетели в копеечку. Здравый смысл заставил поставить точку в этой эпопее и остановить процесс превращения в «шопоголика».

Опросив с дюжину знакомых, выяснила, что в той или иной степени каждой из приятельниц доводилось почувствовать на себе «цепкие пальцы» телемаркетинга. Причём большинство подвело желание стать в одночасье красивее, стройнее, избавиться от морщин и последствий юношеской угреватости, очистить организм и тем самым сделать кожу нежной и свежей, без особых усилий избавиться от лишних сантиметров на талии. Всё это сплошь и рядом обещают «патентованные и имеющиеся в наличии только в телемагазине» чудо-средства, «дающие ошеломляющий эффект уже с первого применения».

Одна из подруг не удержалась от покупки «уникального» шампуня Хэа Гроу Плюс, от которого, как утверждали телеведущие, даже на лысине «заколосится» шевелюра. Другая, желая летом на пляже блеснуть плоским животом, приобрела миниатюрный миостимулятор, который умещается в косметичке и незаметен под одеждой – ты ходишь, а он знай вибрирует и сжигает твои лишние сантиметры не только на животе, но и на талии (мечта!), третья решила избавиться от мимических морщинок при помощи «нового слова в косметологии» – средства «Бонатес», четвёртая позарилась на крем с ферментом панциря улитки, который затягивает-сглаживает самые застаревшие шрамики и рубцы и возвращает кожу в состояние младенчества.

После получения «панацеи» знакомые к своему неудовольствию выяснили, что эффект будет заметен не сразу, а через несколько месяцев (надо докупать, раз хочешь добиться результата), кроме того, оказалось, что каждое из этих средств не так безобидно, как рекламировалось: шампунь вместо погустевшей шевелюры наградил перхотью, у «Бонатеса» и миостимулятора есть ряд противопоказаний, пренебрегать которыми чревато. В итоге приятельницы поохали над зря потраченными деньгами и зареклись «отправляться в телемагазин».

В принципе, объяснить, почему у многих «телешопы» вызывают тягу к приобретательству, несложно: каждый мечтает быть красивым, стройным, подтянутым, а при этом для достижения цели прилагать минимум усилий. Лежишь себе на диване, нацепил на талию пояс или точечный миостимулятор, который вибрирует-массажирует, сжигает наеденные килограммы и превращает твоё пузко в прокачанный плоский животик с «кубиками» пресса.

Женщины весь день крутятся, как белки в колесе, и потому мечтают, чтобы их домашняя работа была по максимуму облегчена и обеспечена техникой, которая позволит до невозможности упростить готовку-стирку-уборку, а косметические ноу-хау обещают избавить от кругов под глазами, «гусиных лапок» и прочих «прелестей» бальзаковского возраста за «умеренную» плату и в сжатые сроки. Ещё одна мечта. На эти естественные желания и «бьют» продуманные маркетологи, которые вдоль и поперёк изучили свою целевую аудиторию по полу-возрасту и психологическим особенностям, а ещё виртуозно владеют манипуляционными технологиями и знают, на что надавить, чтобы «впарить» доверчивому покупателю то, что до этого момента ему было нужно так же, как рыбке зонтик.

Рецепт, как не попасться на рекламную «удочку», прост и сложен одновременно: нужно «включать голову» и прежде чем что-то купить в телемагазине, взвесить все «за» и «против». Правда, ситуация здесь один в один, как и с мобильным «лохотроном»: сколько говорили, писали, предупреждали, расписывали в деталях систему выманивания денег с пользователей сотовой связи, – бесполезно, всё равно находятся доверчивые граждане, которые «покупаются» и «добровольно» расстаются со своими кровно заработанными деньгами на потеху предприимчивым мошенникам.

Важно помнить, что, пользуясь услугами «телешопов», мы рискуем. Причём многим. В отличие от обычного магазина, купив что-либо в «виртуальном», товар вы увидите и проверите в действии только после доставки домой. А если он неисправен? Волокита с возвратом некачественного или не подошедшего вам приобретения займёт месяцы, да и увенчается ли успехом – неизвестно. Одна моя знакомая уже полгода ждёт, что ей вернут за неисправный аэрогриль 6 тысяч рублей. Как говорится, надежда умирает последней.

Во время телеэфира вам показывают «товар лицом», но только с той стороны, которая заведомо понравится (быстро, удобно, многофункционально, просто, легко в уходе, эффективно… – синонимический ряд бесконечен). Случается, что реклама продтверждается и на деле. Но, к сожалению, далеко не всегда. О минусах же и противопоказаниях «телешопы» предпочитают не распространяться, поэтому вы о них узнаете, когда вещи уже нельзя будет «вернуть на полку».

Что ещё важно: товар в телемагазине обойдётся гораздо дороже, чем если бы вы его приобретали в обычном торговом центре (платим за сервис и доставку).

Решать, каким видом шоппинга заниматься, конечно, нам. Главное – не прогадать.

Яна ВЕНЕДИКТОВА

Отправить комментарий