Статистика по количеству детей-сирот и «отказников» неутешительная – их количество неуклонно растёт. В детском отделении УЦРБ даже не хватает «социальных» коек для ребятишек, от которых отказались их родители, а также отобранных по решению суда, потому как оставаться дома было опасно для здоровья и для жизни. Принять отделение может только двух малышей, при этом сегодня там находится четверо, а совсем недавно было восемь детей.
За окном весна, барабанят по подоконникам «слёзы» тающих сосулек, воздух наполнен птичьим гамом, солнце разукрашивает лица детей веснушками… А малышам, сидящим в четырёх стенах больничных палат, не до весенних красот. С ними некому гулять, их некому любить. Порой нет даже человека, который просто взял бы их на руки, прижал к себе, приласкал. Дети оказались со своей бедой один на один.
Малыши почти всё время проводят в палатах, персонал больницы занят исполнением своих прямых обязанностей, поэтому не в состоянии уделять «социальным детям» должного внимания – у медперсонала едва хватает времени, чтобы навестить их, переодеть и накормить. А ведь растущему ребёнку для полноценного развития, как воздух, необходимо общение – со сверстниками, взрослыми, с окружающим миром. Всего этого «больничные» дети лишены.
Дополнительные штатные сотрудники (нянечки, психологи, воспитатели) в больницах не положены. Не предусмотрены и учителя для детей школьного возраста, поэтому они порядком отстают от школьной программы, так как пребывание в детском отделении иногда затягивается…
Так как время, проведённое детьми в больнице, рассматривается как период обследования, а не полноценной жизни, в законодательстве, а соответственно, и в бюджете (федеральном, республиканском и местном) статьи на их содержание не предусмотрены. Малые крохи выделяются на этих детей лишь из скудного бюджета УЦРБ. Поэтому часто денег не хватает даже на самое элементарное – памперсы, средства гигиены, одежду, игрушки. Малышу, оказавшемуся в больнице, положено койко-место, трёхразовое питание и лекарства. Предполагается, что этого достаточно.
Ужасно то, что ребятишки, о которых идёт речь, стали сиротами при живых родителях – их мам и пап лишили или вот-вот лишат родительских прав. Первые полгода таких детей невозможно отдать на усыновление, так как родители имеют возможность восстановить родительские права. У «отказников» шансов на усыновление больше – от них матери отказались добровольно ещё в роддоме, и статус сирот им присваивается уже с момента оформления отказа.
По закону, когда ребёнок получает статус «отказного» в роддоме или его забирают из неблагополучной семьи по решению суда, он попадает в детское отделение УЦРБ на обследование, затем должен быть направлен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но зачастую отказные дети неделями находятся в больнице – не по медицинским показаниям и даже не из-за задержек в оформлении на них документов, а из-за отсутствия специального социального учреждения для таких малышей. Наличие такового дало бы возможность сократить срок нахождения в больнице.
Переезд в дом ребёнка, приют или отделение социальной реабилитации для несовершеннолетних, возможно, и не лучший вариант, но, находясь в реабилитационном учреждении, малыш, по крайней мере, будет получать полноценное питание, одежду, сможет ежедневно гулять на свежем воздухе, учиться, а главное – он будет окружён должным вниманием и заботой.
Летом 2007 года мы уже поднимали вопрос об открытии в Усинске центра или отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних. Тогда представители администрации МО ГО «Усинск» комментировали ситуацию следующим образом:
«Для того чтобы хоть как-то облегчить участь брошенных детей, мы занимаемся решением вопроса об открытии отделения социальной реабилитации. Предположительно оно будет рассчитано на десять детей в возрасте от 3 до 14 лет и расположится в здании Детского дома. Но чтобы подготовить помещение в соответствии со всеми санитарными требованиями и нормами, необходимо время, поэтому открытие отделения планируется не ранее 2008 года…»
На календаре уже апрель 2010-го, а отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних по-прежнему нет. Между тем о необходимости его создания говорят цифры: за 2008 год в детское отделение УЦРБ по социальным показаниям был помещён 41 ребёнок, в 2009 году – 43, а всего за три месяца 2010-го уже 19 детей. Какая цифра будет к концу года, трудно сказать, но исходя из того, что за квартал текущего года через детское отделение УЦРБ прошло столько же детей, сколько за полгода в прошлом году, прогноз неоптимистичный.
На вопрос, почему за три года в Усинске не было открыто отделение социальной реабилитации для несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Т. Николаева ответила следующее:
«В 2009 году совместно с Управлением социальной защиты была рассмотрена возможность размещения отделения социальной реабилитации в одном из зданий детского сада. В связи с отсутствием средств на проведение ремонтных работ и перепланировки, решение вопроса было отложено. Других свободных помещений под отделение в городе нет. Надеемся, что новый руководитель Агентства РК по социальному развитию совместно с Министерством образования РК помогут решить этот вопрос».
– Одна из функций органов опеки и попечительства – отстаивание прав и законных интересов детей в судебном порядке и, как правило, – через процедуру лишения нерадивых мам и пап родительских прав, – говорит и.о. начальника отдела опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию по г. Усинску Наталья Шулакова. – Но ведь не всегда необходимо идти на крайние меры. Иногда родители просто сбились с пути и им необходимо дать шанс. А для этого требуется помощь квалифицированных специалистов, которые имеют опыт оказания помощи подобным семьям. И нами, и специалистами центра «Гармония» ведётся работа с такими мамами и папами. Но результат будет заметнее, если помощь семьям на себя возьмут специалисты отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних. Да и дети, изъятые из неблагополучных семей, должны находиться не на больничных койках, а в специальном учреждении, где с ними будут работать психологи и педагоги, где их будут ежедневно выводить на прогулку, играть с ними, где они получат не «больничное», а полноценное питание.
Необходимость создания отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних Наталья Владимировна видит ещё и в том, что некоторые подростки, поругавшись со своими родителями, уходят из дома и по несколько дней живут, где придётся. У знакомых, в подвалах, гаражах, на промзоне. А ведь будь в городе специализированное учреждение, они смогли бы найти помощь там, где им ничего не угрожает.
– Приюты, центры и отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних существуют по всей Республике Коми, и только в двух городах – Усинске и Вуктыле – таковых нет, – говорит Наталья Владимировна. – Проблема отсутствия специального социального учреждения для детей возникла давно, два года назад она обострилась, но на муниципальном уровне решения проблемы так и не найдено. Как нам стало известно, вопрос этот уже рассматривается на уровне Главы Республики Коми, и мы надеемся, что до конца 2010 года проблема решится.
Анфиса ЧЕБОТАРЕВА
Могу помочь игрушками и вещами для крох. Куда можно обратиться?
Родильное отделение
тел. 41279
Приемный покой роддома
тел. 41414
А где деньги на приют? Или на ремонт помещения для приюта? А в фонтане затонули, подумаешь брошеные дети, а хто они такие, когда с фонтаном вылупнуться надо было.
Хотим с супругой усыновить или удочерить ребёнка, подскажите куда обратиться?
Отправить комментарий