Победа вернула радость жизни!

5 мая 2010 - 15:21

Вовсю бушевала война. На фронте рвались снаряды, в оккупированных городах бесчинствовали фашисты, сёла и деревни сотнями стирались с лица земли, людей угоняли в Германию. Все эти ужасы сохранились и в памяти Пелагеи Григорьевны Хирик, труженицы тыла, которой в июне 1941-го было 15 лет.

- Меня и ещё сотни женщин из городов и сёл Винницкой области немцы угнали в 1942 году, – вспоминает ветеран, – посадили в товарный поезд, постелили на пол теплушки сено и, как телят, повезли до Берлина. Привезли, выгнали на огромное футбольное поле, на котором стояли тысячи обессиленных, измождённых людей – русских, украинцев, белорусов… Пересчитали, а ночью опять загрузили в вагоны и куда-то повезли. Так мы оказались в ста километрах от Праги и в тысячах – от родной земли.

Пелагею вместе с другими узницами отправили на фабрику, где она трудилась на равных со взрослыми – там не было тех, кому давали работу полегче, никому не делали скидок на возраст и здоровье. Женщины делали пряжу из пеньки, отдыхать им позволяли редко, кормили плохо.

– Кормили нас брюквой, стручками от гороха, перемолотыми на мясорубке, давали на неделю булку хлеба и кусочек маргарина со спичечный коробок, – вспоминает Пелагея Григорьевна. – Одежду носили ту, в которой нас забрали из дома, а когда она начала расползаться, дали другую, правда, не намного лучше, чем наши лохмотья. Помню, возле фабрики росли груши и яблони, плоды на них висели аж до декабря. Соблазн – дотянуться и сорвать хотя бы одно яблочко – был невероятно велик, но страх был ещё больше: немцы провинившихся без разговора кидали в газовую камеру.

После ткацкой Пелагею перевели на фабрику по производству стекла, где она проработала до долгожданного Дня Победы.

– Каждый день мы мечтали о том, чтобы война закончилась, – рассказывает Пелагея Хирик, – чтобы прекратились рабские мучения и мы могли жить, не боясь каждую минуту быть расстрелянными или сгоревшими в топке. Дождались… О том, что немецкие войска отступают, мы узнали, когда были на смене. Смотрю в окно, а там немцы с белыми флагами. «Ничего не могу понять, что творится», – говорю женщинам, которые постарше меня. Они – в слёзы: «Войне конец!», – говорят. Тут уж и у меня слёзы хлынули. Первые за годы войны слёзы радости. Помню счастливые лица подруг по несчастью, как мы обнимались, смеялись… За три года, проведённые в неволе, мы ни разу не видели улыбок друг у друга, мне подчас казалось, что я навсегда разучилась смеяться… Победа вернула радость жизни!

Вернувшись домой, где её ждали пять сестёр, мать и прошедший войну отец, Пелагея стала последним звеном в их, наконец, воссоединившейся большой семье. Но беда, которую принесла война, не обошла стороной их родню – на фронте погибли три двоюродных брата Пелагеи и три родных дяди.

– В День Победы я всегда вспоминаю тех, кто пал смертью храбрых на фронте, погиб в фашистских застенках, не пережил тягот послевоенных лет, – говорит Пелагея Григорьевна. – Вспоминаю добрым словом и тех, кто по-прежнему в строю – своих подружек по несчастью, с которыми мы были вместе до последнего дня войны. Долгие годы мы переписывались, поддерживали связь, но годы берут своё – уже и глаза плохо видят, и руки ручку не держат. Теперь нас осталось только трое, да и тех разбросала жизнь по разным уголкам. Но каждый год 9 мая мы пусть и мысленно, но вместе празднуем Победу, заново переживаем события грозных военных лет. И склоняем голову перед героями-победителями за спасённый мир, за подаренную нам веру в будущее.

Отправить комментарий