Девятнадцатилетний парень накрывает своим телом амбразуру дзота. Шестидесятилетний генерал на лютом морозе медленно превращается в ледяную статую, но не соглашается сотрудничать с врагом. Двадцатилетний политрук живым снарядом бросается под танк со связкой гранат, чтобы остановить врага, рвущегося к Москве. Восьмидесятилетний крестьянин выводит заплутавший вражеский отряд прямо на огонь советских пулемётчиков, и гибнет сам. Они не дожили до победной весны сорок пятого. Чтобы дожили другие, чтобы жили мы, чтобы «не смели крылья чёрные над родиной летать, поля её просторные не смел бы враг топтать». Миллионы погибли в Великой Отечественной. И «за Родину!» – были последними словами тысяч из них. Патриоты.
Любим ли мы сейчас Родину так, как они в своё время? Знают ли наши дети, кто такой Александр Матросов? Как не потерять отвоёванного нашими дедами? Об этом и многом другом мы беседуем сегодня с главой муниципального образования Александром Тяном.
– Вашу семью затронула Великая Отечественная?
– Да. Думаю, ни одну семью в Советском Союзе война не обошла стороной. Это была великая трагедия для всего народа. Первая половина двадцатого века вообще была непростой для нашего государства. Сначала одна революция, потом первая мировая, снова революция, гражданская война, репрессии, потом Великая Отечественная. Мою семью дважды коснулась неправедная коса правосудия: раскулачили одних деда с бабкой, потом вторых, отправили в ссылку. На одного из дедов родные получили извещение: умер в дальних северных лагерях, а другой, тоже репрессированный, погиб на фронте. Прадед Дудник Григорий Григорьевич семь пулевых ранений получил в боях, участвовал во взятии Берлина, и умер от ран уже в сорок восьмом. Вот парадокс: до чего великодушен российский народ! Его унижают, топчут, а он, когда надо, встаёт и идёт в атаку против врага. Это и есть истинный патриотизм, любовь к Родине, чувство верности Отчизне.
– Значит, Ваша оценка событий тех лет с годами не изменилась? Я это к тому, что ещё каких-то лет десять назад нередко можно было услышать такое мнение: зачем было выигрывать войну, если мы сейчас живём хуже побеждённых…
– Нет, не изменилась. С годами пришло более острое понимание подвига нашего народа и тяжести последствий войны. Очень много было потеряно, миллионы жизней, государство остановилось в своём развитии, вычеркнуто из жизни как минимум двадцать лет развития.
Конечно, девяностые годы, с их обилием «разоблачительной» информации, исказили восприятие Великой Отечественной какой-то частью населения. Ведь в прессе тогда даже были заявления, что не мы войну выиграли, а американцы. И упомянутое вами выражение тоже слышал не раз. Глубоко убеждён, что материальное благополучие не может и не должно подменять духовные ценности. Родина, патриотизм – это именно духовные ценности. И их ни на какие деньги не купишь. И, слава Богу, что мы сегодня вспоминаем тех, кто положил свои жизни, молодость на алтарь Победы. И чтобы наши дети не жили в плену навязанных кем-то, извращающих историческую объективность, мнений, надо много рассказывать о том страшном для нашей страны времени, о героизме её рядовых граждан, примерах мужества, самопожертвования во имя государства российского, во имя жизни будущих поколений. Причём не только из истории Великой Отечественной, нужно больше рассказывать о героях Первой мировой, Отечественной войны 1812 года.
– Александр Романович, достаточно ли в нашем городе делается для того, чтобы подрастающее поколение усинцев росло патриотами?
– Проблема патриотического воспитания молодёжи сегодня актуальна как никогда. И для её решения в Усинске делается немало. Особенно активно стала эта работа проводиться в последние годы. В процесс вовлечены школы, учреждения культуры, общественные организации, военкомат, предприятия-социальные партнёры. Ключевую роль в работе по военно-патриотическому воспитанию играет центр «Патриот», действующий на базе пятой школы. В мероприятиях, организуемых и проводимых центром, принимают активное участие ученики и преподаватели всех школ города. Немалый вклад в дело приобщения молодых усинцев к истории вносит коллектив Музея боевой и трудовой славы. Регулярно в школах муниципального образования проводится военно-патриотическая игра «Зарница». Думаю, существенную помощь в этом деле можно ожидать от создающейся организации казаков. Морально-нравственное и военно-патриотическое воспитание молодёжи казаки декларируют как один из приоритетов своей деятельности.
В той же пятой школе уже не один год функционируют кадетские классы. Конечно, изначально при их создании не ставилось целью воспитание из них профессиональных военных, а прежде всего речь шла о духовном и физическом развитии ребят. Кто его знает, может среди них и есть будущие офицеры. По крайней мере, в той же «Зарнице» кадеты традиционно показывают лучшие результаты. Значит, идея работает. Казаки, насколько я знаю, тоже планировали подобным образом наладить сотрудничество с учреждениями образования.
Сегодня, следует отметить, среди призывников всё меньше становится тех, кто старается уклониться от службы в армии. Это становится тенденцией. А значит, работа ведётся в верном направлении. Однако, чтобы она давала больший эффект, необходимо её систематизировать, прослеживать её результативность от начального звена до выпускных классов.
– Мой сын, который учится в третьем классе, не знает, кто такие усинцы Шакирьян Юмагулов или Василий Олейников. На Ваш взгляд, это недоработка педагогов или нас, родителей?
– Нет, вины родителей здесь по большому счёту нет. Это недоработка образовательных учреждений, которым совместно с Советом ветеранов следует организовывать встречи школьников с участниками войны регулярно, а не только в канун Дня Победы. Они прожили жизнь полную тягот и лишений, кто как не они живой пример того, как надо любить Родину. И подобные встречи с молодыми усинцами, это своего рода дань уважения нашим ветеранам. На днях был в четвёртой школе, там «афганцы» проводили урок мужества. Меня удивило то, с каким интересом, вниманием школьники слушали рассказы ветеранов. Надо чаще такие встречи организовывать. В нашем муниципальном образовании проживает несколько сотен участников боевых действий в Афганистане и Чечне, работают Союз ветеранов Афганистана и «Боевое братство». Этот потенциал следует использовать активнее.
– Можно ли для школьников организовать просмотры фильмов в кинотеатре «Томлун» военно-патриотической тематики, и не к очередному Дню Победы, а круглогодично?
– Хорошая идея. Ребёнок значительно лучше усваивает информацию, полученную визуально. Например, переданную языком кино. Раньше за два-три месяца до майских праздников по телевидению начинали показывать почти ежедневно фильмы о войне, сейчас – за неделю-две. Причём при обилии каналов дети редко останавливают своё внимание именно на передачах этой тематики. В кинотеатре же выбора нет. Демонстрировать можно не только художественные фильмы, но и документальные. И не ту современную мишуру, которая напичкана компьютерной графикой, отвлекающей от содержания, а показать известные старые хорошие советские фильмы.
– Будет ли реализована ваша идея с организацией выставки фотографий времён Великой Отечественной войны?
– Да, пусть не в таком масштабе как расчитывали, но ко Дню Победы эта фотогалерея будет организована. Хотелось бы, чтобы молодёжь Усинска ознакомилась с ней. Равнодушных после посещения, уверен, не будет. Через фотодокументы люди должны увидеть: наш народ прошёл через такое горнило, что повторения этого мы не должны допустить ни в коем случае. В этом суть, идея этой фотовыставки, которую в перспективе планируем сделать передвижной и провезти по городам республики.
– Проводилась ли экспертиза учебников, использующихся в школах города, на предмет наличия в них фактов фальсификации истории?
– Надо отдать должное усинским педагогам – уровень их образования и культуры очень высок. И у нас ни один учитель не будет преподавать историю по тем учебникам, где история переворачивается с ног на голову. Ни одного факта использования такого учебного материала в наших школах не было и не будет. Контроль за этим ведется жёсткий.
– С чем, на Ваш взгляд, связано то, что в Усинске, в отличие от многих городов России, не получило развитие ни одно молодёжное националистическое движение (РНЕ, «лимоновцы», «скинхеды»)?
– Потому что Бог сохранил наш город, души наших ребят от этой заразы. Усинск строили представители десятков народов. Вместе переживали бытовые трудности во времянках, сообща воспитывали детей, жили в мире, согласии. Никто никогда в Усинске не выпячивал национальный вопрос. Мы – рождённые в СССР, сами воспитаны на принципах интернационализма, и детям нашим набраться националистических взглядов было неоткуда. К тому же сохранение межнационального мира в Усинске, в немалой степени, результат последовательной реализации политики местной власти, нацеленной на развитие толерантности, национальной и религиозной терпимости, а также – активной деятельности общественных организаций, поддержки предприятий города.
– Александр Романович, возвращаясь к началу нашего разговора, скажите, а среди ваших знакомых есть те, о ком Вы уверенно могли бы сказать: случись – смог бы броситься под танк со словами «за Родину»?
– Да, их немного, но они есть. Все не могут быть героями, а вот патриотом должен быть каждый. Любовь к Родине проявляется не только в воинских подвигах. Вспомните – строительство ДнепроГЭСа, послевоенное восстановление экономики страны, строительство БАМа. Разве это не трудовой героизм, не массовое проявление патриотизма? Да, молодёжь тех лет жила иллюзиями о светлом будущем. Цель тогда была у всех общая, великая. Трудились на износ ради светлого будущего, ради блага всех людей. И во многом благодаря этому, а не из-за денег, молодёжь тогда воплотила в жизнь массу грандиозных проектов в народном хозяйстве.
Сегодня несколько другая социальная обстановка, не тот морально-нравственный климат, который бы способствовал или обязывал жертвовать собой. Произошло большое расслоение общества по уровню жизни. Не могу назвать патриотом того, кто готовит себе «запасной аэродром» за границей. Патриоты государства российского, на мой взгляд, – это рядовые граждане, которые просто делают что-то во благо общества, родной страны. И задача власти на всех уровнях – помочь таким людям, создать для них нормальные условия жизни, воспитания детей, получения образования.
– Сложно гордиться своей страной, когда по уровню жизни она плетётся в седьмом десятке рейтинга…
– Родину, как и мать, надо любить всякой: доброй и злой, богатой и бедной. В этом патриотизм. Другое дело, что сегодня существует некий перекос в нашем мировосприятии. Долгое время нас убеждали: мы живём лучше и богаче всех, и мы этим гордились. Потом, когда рухнул железный занавес, выяснилось – это не так. Нельзя навязывать людям то, чего нет. Власть должна быть честной и объективной по отношению к народу. Так и получилось, что мы превозносим не то, что следует. Ещё раз повторюсь: материальные ценности не должны подменять духовные. Не огромными запасами нефти и газа надо гордиться, а богатым культурно-историческим, духовным наследием, которое оставили наши предки.
А чтобы жить хорошо, надо вместе и много работать. Чтобы в России был уровень жизни, которым можно гордиться, надо активнее использовать духовные и интеллектуальные резервы, а не только надеяться на нескончаемость запасов недр. У нас огромные внутренние силы, и патриотизм сейчас в том, чтобы не разбазарить имеющееся, а реализовать через упорную работу наш потенциал.
Отправить комментарий