Орден за мужество

12 мая 2010 - 09:57

Человеческая память так устроена, что с годами стираются лица, забываются имена и события, но только не для тех, кто пережил годы войны, воевал на передовой, мёрз в окопах, на чьих глазах погибали друзья. Несмотря на возраст и прошедшие годы, участник Великой Отечественной войны Николай Николаевич Резенов помнит всё.

В феврале 1943 года восемнадцатилетнего Николая Резенова призвали в армию. В Молотовской, ныне Пермская область, новобранцы проходили обучение и ждали отправки на фронт. Узнав о том, что его отец погиб, а лучший друг пропал без вести, Николай обратился к командирам с просьбой отправить его на передовую одним из первых. Резенов вместе с другими солдатами сел в эшелон, который уходил к линии фронта. Но до места назначения они не доехали. Под Оршей их высадили, здесь опытные фронтовики обучали солдат боевым премудростям – рыть окопы, маскироваться, идти в рукопашную. По словам Николая Николаевича, к полевым условиям, жизни в землянках добавлялось ещё и плохое снабжение продуктами питания. Каждому солдату давали 600 граммов хлеба, который был похож на глину, суп, в котором плавали одна картошина и листик капусты, на второе – две столовые ложки каши.

– Через две недели мы, новобранцы, приняли боевое крещение, – вспоминает Николай Николаевич. – 10 километров до передовой шли пешком по колено в грязи. Приближаясь к линии фронта, мы всё отчётливее слышали залпы орудий, взрывы бомб. Никак не уходит из памяти высокий, статный солдат, который вдруг сел на землю и не соглашался двигаться дальше. Будто что-то чувствовал. Только мы немного продвинулись вперёд, как в нескольких шагах от меня разорвался снаряд. Командир отделения буквально выдернул меня за руку из-под огня. Мы упали в окоп, где нас накрыло землёй. А того парня убило.

В первом же бою во время штурма Николай Резенов и командир отделения получили ранения в голову. Перевязав раны, медики отправили их в госпиталь. Там Николая подлечили, и через пять дней он был направлен в 183 запасной полк, а затем в 422 артиллерийский. В течение месяца прошёл обучение на радиста. С этим полком Николай Николаевич дошёл до Кёнигсберга, где и встретил День Победы. Во время освобождения Литвы герой спас целую батарею. Это произошло под Волковышками. Стоял июль 45-го. Ранним утром Николай пошёл умываться на реку, которая протекала в лесу в окружении вековых сосен. Там он и увидел, как вдалеке ровными рядами движутся немецкая пехота и танки. Не теряя ни секунды, Николай побежал назад и сообщил о приближающемся противнике командованию.

– Если бы вовремя не обнаружилось наступление гитлеровцев, шансов у нас уцелеть было бы ничтожно мало, – рассказывает Н. Резенов, – принять бой мы не могли, очень уж неудачное расположение орудий у нас было на тот момент. Поэтому нам пришлось отступить. Но проиграть одно сражение или отступить не значит проиграть войну. Кёнигсберг, центр Восточной Пруссии, мы взяли. Перед наступлением на этот город мы чуть не остались без связи – осколком повредило рацию. Пришлось в срочном порядке её восстанавливать.

Полученная за восстановление связи в бою под Кёнигсбергом медаль «За отвагу» всегда напоминает Н. Резенову о событиях 65-летней давности. За проявленное мужество во время войны Николай Николаевич награждён Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Отправить комментарий