Редко встретишь семью, которую бы Великая Отечественная война обошла стороной. В которой бы не было ни фронтовиков, ни людей, живших в оккупации, ни угнанных на работы в Германию.
- В первые же дни войны ушёл на фронт мой прадедушка Семён Андреевич Жовниренко, – рассказывает ученик 7 «а» класса СОШ №6 Владимир Мошняга. – Всю войну он проработал шофёром, обслуживал военные аэродромы на передовой, подвозил топливо для самолётов.
Однажды их машины попали в окружение. Больше двух недель они пробивались к своим войскам. Многие, чтобы облегчить машину, слили топливо, предназначенное для заправки самолётов. А Семён Андреевич не стал этого делать. Им удалось вырваться из окружения со своим товарищем. Они приехали на аэродром в тот момент, когда готовился срочный вылёт по распоряжению штаба, но топлива для самолётов не было. И их приезд позволил выполнить приказ.
Прадедушка и его друг были представлены к орденам. Но не получили их. Потому что больше двух недель были в окружении. Ими заинтересовался «особый отдел». Прадедушку и его друга долго допрашивали. Во время допроса капитан НКВД назвал прадедушку предателем и трусом, тот не выдержал таких упрёков и со всей силы ударил «особиста». Прадеда хотели отправить в штрафбат, но командир части заступился за него. Ордена ему так и не дали, но он воевал не ради наград – он защищал Родину! Прадедушка дошёл до Берлина. Он награждён медалями «За отвагу», «За освобождение Кавказа», «За взятие Берлина». Домой он вернулся в 1946 году и продолжил работать шофёром.
А вот что мне рассказала моя бабушка Антонина Семёновна Мошняга:
«Во время войны мы жили на оккупированной территории, мне было всего шесть лет. Через нашу деревню проходили то наши, то немецкие войска. Однажды немцы-связисты тянули кабель телефонной связи. Мне понравились разноцветные провода, и я, не подумав о последствиях, отрубила метр кабеля, чтобы сделать себе бусы. За это немцы чуть не расстреляли всю семью. Они кричали: «Партизаны». Били стариков, забирали продукты и выгоняли всех из домов. Нас спас только погреб, в котором мы спрятались.
Моему дедушке Владимиру Андреевичу Мошняге, когда началась война, было 13 лет. Из оккупации немцы многих отправляли в Германию. Мой дедушка попал в концлагерь. «Райскую жизнь», обещанную немцами, дедушка испытал на себе. В концлагере заставляли работать, морили голодом, издевались, били. Когда пришла Победа, дедушка находился в той части Берлина, которую освободили союзники. Пробираясь к своим, он из «немецкого рая» попал в «советский». Реабилитировали его только в 1955 году. До 1981 года дедушка проработал на Колыме. Вот такими «гусеницами» война прошлась по нашей семье.
Отправить комментарий