После поражения под Москвой в декабре 1941 года нацистское руководство приняло решение о массовом привлечении советских военнопленных на принудительные работы в Германии. Они трудились на шахтах, в рудниках, на торфяниках, предприятиях чёрной и цветной металлургии, железных дорогах, на строительстве дорог и каналов, на оборонных заводах и в сельском хозяйстве.
Среди угнанных на принудительные работы оказалась и Мария Ульяновна Капийчук, в девичестве Дьяченко. Была она младшей дочерью в многодетной семье, которая жила в селе Костюковка Винницкой области. После начала войны немцы довольно скоро захватили Костюковку. Сначала в Германию угнали Машиного отца, а в ноябре 1942 года та же участь постигла и её, 15-летнюю девчонку. Мама долгое время скрывала дочь на чердаке, но местный полицай её разыскал. Девушку и сотни таких же несчастных увезли в эшелоне.
Крупный немецкий железнодорожный узел Франкфурт-на-Майне стал центром, куда свозили узников с Востока. Мария и её односельчане стали работать на винодельческом заводе – мыли тару, разливали вино по бутылкам, наклеивали этикетки, убирали мусор. Через год Машу направили в Висбаден работать в похоронном бюро.
Несмотря на то, что шла война, среди простых бюргеров было немало и таких, кто по-доброму относился к угнанным из Советского Союза. Марии, по её словам, повезло – хозяева работали на равных с пленниками, иной раз даже обедали с ними за одним столом. В пятницу у них всегда был фасолевый суп. А когда сгорел барак для пленных, её в числе других работников пригласили жить в хозяйском доме.
Весть о том, что кончилась война, принесла одна из работниц, которая, получив пропуск, ходила по делам в город. Первыми, кого из освободителей они увидели, были американцы.
В Германии Мария встретила друга-земляка Фёдора Капийчука. Ещё в детстве они были неразлейвода, пасли вместе коров, потом их пути разошлись, и вот в Германии встретились — почти всё это время он трудился на строительстве железной дороги и даже жил на соседней улице. Добирались они домой порознь, и процесс этот был долгим. Лишь в декабре 1945-го Мария смогла увидеть родные места, а Фёдор ещё три года служил в трудовой армии. И только 9 мая 1948 года они поженились. И вдруг – снова разлука: супруга забрали на срочную службу в армию. Служить предстояло год, но ждать любимого Марии пришлось долгих 8 лет – мужа почти сразу после службы осудили по доносу и отправили в ссылку в Джезказган. После возвращения прожил он недолго, и Марии пришлось одной поднимать троих ребятишек.
Сегодня Мария Ульяновна живёт в Усинске, куда её пригласили дети. Здесь у неё немало приятельниц, с которыми она может вспомнить прошлое. И хоть в её биографии нет ужасов фронтовых будней, военное лихолетье оставило в её судьбе тяжёлый след. День Победы для Марии Ульяновны – праздник освобождения.
Отправить комментарий