Мигранты: есть контроль, будет и порядок

29 января 2013 - 18:53

По данным ФМС ежегодно в Россию въезжают порядка 14 миллионов человек. Разрешение на работу в год получают не более 1,5-1,7 миллиона, приобретают патент – ещё миллион иностранных граждан.

Часть мигрантов, погостив у родственников, по истечении разрешённого времени для пребывания уезжают, другие же «растворяются» на просторах страны. Как правило, большинство из них устраиваются на работу, но без официального на то разрешения.

Без гастарбайтеров никак?

Республика Коми на протяжении многих лет остаётся весьма привлекательной для трудовых мигрантов. Впрочем, и работодатели заинтересованы в привлечении иностранных работников: ежегодно количество вакансий, предлагаемых предприятиями разных форм собственности, выше утверждённой квоты.

В Управлении ФМС по РК отметили, что по согласованию с региональной трёхсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений в 2013 году на территорию Республики Коми по квоте должно въехать 4700 трудовых мигрантов. При этом от предприятий поступило 158 заявок на 7742 иностранных работников. Их них из Узбекистана – 3521 человек, Украины – 3223, Армении – 312, Киргизии – 60, Молдовы – 85, Таджикистана – 72 и Азербайджана – 108 человек. Потребность в рабочих, приезжающих в республику по трудовой визе, составляет всего 360 человек.

Как известно, при определении количества квот для иностранцев учитывается трудовой ресурс региона. Сегодня во всех Центрах занятости Коми на учёте состоят 8977 безработных, из них 51 процент – женщины. В банке ЦЗН республики более 18 тысяч вакансий. Не все они высокооплачиваемы, а те, где предлагается высокий заработок, предполагают и достаточно большой перечень квалификационных требований, которым должен соответствовать соискатель.

Судя по заявкам работодателей, на 2013 год в транспортную сферу региона требуются водители, машинисты кранов, сварщики, электромонтажники, газорезчики, монтажники трубопроводов. В строительный комплекс заявлен достаточно большой объём плотников, маляров, каменщиков, арматурщиков. В газо- и горнодобывающую отрасль требуются бурильщики, мастера по ремонту скважин, мастера буровых установок. Большое количество работников планируется привлечь на дорожные работы, более 400 человек – на ремонт и обслуживание железнодорожных путей.

Потребность в трудовых мигрантах в городах нашей республики разная. Так, заявка от предприятий столицы составляет 1888 человек, в то время, как на учёте в сыктывкарском Центре занятости состоят 994 человека, а количество вакансий – 2430. Предприятиям Усинска, согласно заявке, требуются 2740 трудовых мигрантов, при том, что на учёте в УЦЗН состоят 370 безработных, а количество имеющихся вакансий в 4,5 раза больше. Схожая картина наблюдается и в других городах республики.

С одной стороны – хорошо: уровень безработицы падает, число неустроенных в жизни людей снижается. С другой – остро ощущается нехватка рабочих рук, чтобы закрыть имеющиеся вакансии. Отсюда и необходимость в привлечении персонала из стран ближнего зарубежья.

Есть проблемы…

Ежегодно законодательство, регулирующее миграционные процессы, дополняется и изменяется. Касается это как правил въезда-выезда, трудоустройства и регистрации гастарбайтеров, так и многих других вопросов. Что вполне обосновано: нет контроля – нет порядка.

Не раз обсуждалось предложение обязать трудовых мигрантов сдавать экзамен на знание русского языка. Согласитесь, это логично: ну, скажите, как может продавец-иностранец, знающий, только родной язык, обслуживать покупателей, не понимая даже, о чём его просят? Как могут няня, водитель или повар, устроившиеся в семью, выполнять свои обязанности без элементарного знания языка?

Из года в год поднимается проблема отсутствия контроля за состоянием здоровья мигрантов, которые очень часто становятся источником заражения такими опасными заболеваниями, как ВИЧ, гепатит В, туберкулёз и др.

По некоторым экспертным данным, у трёх процентов иностранных рабочих, прошедших обследование, выявляется туберкулёз, у 14 процентов – иные инфекционные заболевания. При этом реальную картину здоровья гастарбайтеров составить сложно – заболевание чаще всего обнаруживается, когда человек попадает в стационар при экстренной госпитализации, либо случайно.

В числе проблем также незаконная миграция, нарушение уголовного и административного законодательства гражданами, прибывшими из ближнего и дальнего зарубежья…

Знание русского языка и наличие медполиса – обязательно

Все вышеназванные проблемы не первый год будоражат общественность. Ответом на обращения граждан и специалистов ведомств, констатирующих неутешительную динамику в сфере миграционных процессов, стал ряд законопроектов, инициаторами и разработчиками которых выступили Федеральная миграционная служба, МВД, Минтруд и Минздрав РФ.

Некоторые из документов уже получили статус закона и вступили в силу. Другие пока обсуждаются в Госдуме РФ. При этом дискуссии идут в плоскости ужесточения требований, а не послабления.

Согласно принятому осенью прошлого года закону с 2013-го трудовые мигранты – иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в нашу страну в безвизовом режиме и планирующие работать в сфере ЖКХ, розничной торговли и бытового обслуживания (услуг), – должны будут сдавать государственный экзамен на знание русского языка, то есть справиться с компьютерным тестом из 15-20 вопросов. Полученный сертификат и будет подтверждением того, что иностранец владеет русским на базовом уровне, позволяющим работать в названных сферах.

На этом депутаты Госдумы решили не останавливаться: сейчас ими обсуждается возможность введения экзаменов для трудовых мигрантов по истории и основам российского права. Некоторые сочтут это излишеством и ненужными строгостями. Но если подумать, то гражданам, желающим работать в чужой стране, совсем не лишне знать некоторые ключевые этапы и события из её прошлого и настоящего. А уж об основах законодательства и говорить нечего. Норму «незнание закона не освобождает от ответственности» никто не отменял.

Благодаря ещё одному законопроекту, который опубликован на сайте Минэкономразвития РФ, обсуждается в Думе и, что не вызывает сомнений, будет принят, работающих мигрантов обяжут покупать полисы медицинского страхования. Без них им официально работать в России будет запрещено.

Этих поправок в Трудовой кодекс РФ ждут давно, обеими руками «за» них как правозащитники, так и региональные власти, вынужденные выделять из бюджета средства на оплату экстренной медпомощи мигрантам. Поддерживают инициативу Минтруда РФ и работники здравоохранения, так как по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), только за 2012 год среди въехавших в Россию мигрантов выявлено почти 1,5 тысячи ВИЧ-инфицированных и столько же больных туберкулёзом.

После принятия закона о внесении поправок в Трудовой кодекс и вступления его в силу мигрант, прибывший на работу в Россию, будет обязан предоставить работодателю среди документов, необходимых для заключения трудового договора, и полис медицинского страхования. Оформление полиса на себя может взять работодатель, но его к тому никто не обязывает, и если он этого делать не захочет, мигрант обязан позаботиться о медицинской страховке сам и предоставить полис до выхода на работу. Обойдётся это ему в сумму от 1,5 до 5 тысяч рублей в год.

Но введение обязательного медполиса всех «больных» проблем не решит, так как не затрагивает вопросы медицинского страхования и освидетельствования мигрантов, работающих у нас по патенту – ни проходить медобследование, ни приобретать ПМС они не обязаны. Если, конечно, наличие справки о состоянии здоровья и медицинского полиса не является обязательным условием работодателя и не оговорено в трудовом договоре.

Учитывая степень риска, Минздрав РФ настаивает на том, чтобы с «безвизовыми» гастарбайтерами пойти по такому же пути, как это было сделано пятнадцать лет назад с мигрантами из дальнего зарубежья. Им с 1996 года даже въезд в Россию запрещён без наличия медицинского полиса, действительного в нашей стране.

Граница на замке?

В конце прошлого года в России было принято несколько законов, детализирующих и регламентирующих ряд положений из области правового положения мигрантов, порядка их въезда и выдворения из страны, уголовной ответственности за нарушение норм административного и уголовного права.

К примеру, последние изменения в ст. 322.1 УК РФ переводят организацию незаконной миграции в категорию преступлений средней тяжести, что предусматривает увеличение штрафа за такую деятельность до 300 тысяч рублей и устанавливает максимальный срок лишения свободы уже не 2, а 5 лет.

Если же организацией нелегальной миграции занималась группа лиц, то это уже квалифицируется как тяжкое преступление и здесь можно получить срок до 7 лет включительно.

Что касается порядка въезда, то согласно изменениям в федеральное законодательство, для мигранта, который однажды уже превысил разрешённый срок пребывания в стране и не покинул территорию России в течение «контрольных» 30-и суток, «граница на замке» будет в течение трёх лет, начиная с даты предыдущего выезда. Ограничение не касается тех, кто задержался по веским причинам – в связи с длительным лечением после экстренной операции или тяжёлой болезни, в связи со смертью близкого родственника, живущего в России, из-за техногенной катастрофы или стихийного бедствия.

Татьяна Чернобровкина, «Наш новый Север»

Отправить комментарий