Георгий Чернов: Счастливы был только в поле

7 февраля 2013 - 13:47

В моих руках – книга «Судьба первооткрывателя» о жизни известного геолога и археолога, доктора геолого-минералогических наук Георгия Чернова.

Георгий Александрович знаменит своими открытиями Воркутинского месторождения каменного угля, а также нефтяных и газовых месторождений Большеземельской тундры. Например, в 1976 году он был удостоен памятного знака за участие в открытии Усинского нефтяного месторождения.

…На титульном листе – дарственная надпись – книга эта была передана в 1998 году историко-краеведческому музею г. Усинска. Составитель – жена ученого, Любовь Чернова, хранитель архивов семьи.

Книга содержит серию очерков о судьбе великого человека в воспоминаниях людей, знавших его лично. Здесь также опубликованы различные документы и письма. Большое внимание в книге уделяется долгому пути геолога к заслуженному признанию.

Нам наиболее интересен один из очерков под заголовком «Счастливая судьба», автором которого является Михаил Данилов. Материал дополнен и воспоминаниями самого его главного героя – Георгия Александровича.

«Без малого ровесник века (к моменту издания книги Георгию Александровичу Чернову исполнился 91 год – авт.), всю жизнь посвятив поискам и открытиям, он и сегодня полон творческих планов, готовя к изданию одну книгу за другой – прекрасный пример многим, более молодым людям, пребывающим в унынии и жалобах на трудное время».

Первую свою научную экспедицию Георгий Чернов совершил на Печору еще в 1924 году. Ему в то время едва исполнилось 18 лет, и отец, известный в стране геолог, берет его с собой, чтобы юноша не болтался без дела в Москве. «Далеко не все тогда разделяли оптимизма его отца – А. А. Чернова – в отношении перспектив промышленной угленосности (а также и нефтеносности) Печорского края. Вновь и вновь ему приходилось отстаивать необходимость продолжения здесь поисковых и разведочных работ».

Потом был долгий путь к открытию Воркутинского каменноугольного месторождения, к изучению Севера. В результате этой работы на свет появился любимый им девиз: «Правда дорогу найдет, но за нее нужно бороться!»

Нам особенно интересен период, когда Г. Чернов боролся за постановку целенаправленных поисково-разведочных работ по изучению нефтегазоностности Большеземельской тундры.

Георгий Александрович даже написал книгу «Борьба за нефть в Большеземельской тундре». Правда, она вышла тиражом всего лишь 400 экземпляров, отчего стала редким и труднодоступным для широкой аудитории читателей изданием.

«…История относит нас в 1939 год, когда «охотник Иван Кожевин принес в Нарьян-Марский окружной исполком образцы пропитанных битумом известняковых коренных выходов на мысе Синькин Нос Печорского моря. Председатель показал образцы Георгию Чернову, который возвращался в Архангельск через Нарьян-Мар из экспедиции на реку Колву. Находка чрезвычайно заинтересовала геолога».

А дальше Кожевин стал уверенно рассказывать о том, что в скалах высотой до шести метров имеются гнезда, заполненные битумом и что местные охотники смолят им лодки!

« – Это известие Кожевина явилось для меня в некоторым смысле знамением, так как последующие работы по выявлению перспективных площадей Большеземельской тундры привели меня именно сюда, на берег Колвы, где стоит сейчас город нефтяников Усинск... »

В годы Великой Отечественной войны Георгий Чернов находился в Северном геологическом управлении. Как и все геологи в то время, он трудился на оборонную промышленность страны, осуществляя поиск залежей железа, марганца, горного хрусталя и др.

Позднее, в 1950-е годы он будет настаивать на продолжении поисковых работ в Большеземельской тундре. В частности, напишет письмо в «высшие инстанции» – Совет Министров СССР и даже самому Никите Хрущеву. Такая настойчивость очень не понравится многим его начальникам, и Георгий Александрович вскоре потеряет работу в Москве. В 1957 году он переезжает в Сыктывкар, в Коми филиал Академии наук СССР, где продолжит свою борьбу за нефть.

Прогноз Г. Чернова подтвердится лишь в 1960-е открытием крупных месторождений нефти и газа в бассейне Печоры.

И в это время непризнанный пока официально первооткрыватель большой нефти в тундре каждой весной уходит в новые экспедиции, борется с недоброжелателями и в 1968 году спешно защищает докторскую диссертацию в Московском государственном университете. Составленная им «Карта перспектив нефтегазоносности Тимано-Печорской провинции» с критериями их оценки ляжет в основу последующих поисково-разведочных работ на нефть и газ.

«...А в дорогой его сердцу Большеземельской тундре тем временем открытия следовали одно за другим. Газета «Красное знамя» 27 февраля 1968 года сообщала: одна из скважин на Усинской площади дала мощный фонтан легкой нефти с суточным дебитом 700 кубометров!

Именно здесь, на берегах реки Колвы, разворачивается строительство одного из крупнейших в Заполярье городов – Усинска. Прокладываются промысловые и магистральный нефтепроводы, в них вливается нефть, добытая в Тимано-Печорской провинции».

В очерке «Счастливая судьба» большое внимание уделяется тому, как Георгий Чернов боролся с непониманием, как в преклонном возрасте добивался у чиновников признания своих открытий, принесших в казну государства не одну сотню миллионов рублей. Читаешь и думаешь: а действительно ли так уж счастлив был Георгий Чернов? Ответ и на этот вопрос автор дает в завершении статьи:

« – Счастлив я был всегда только в поле, – сказал мне в недавнем разговоре Георгий Александрович.

А поскольку полем поиска и открытий стала для него вся жизнь, я, полагаю, что правильно назвал этот очерк».

Подготовила Анна Ткаченко, «Северные ведомости»

Отправить комментарий