В стране давно назрела необходимость реформы образования, и в первую очередь – начального и среднего профессионального для повышения престижа рабочих специальностей. На сегодня ситуация на рынке труда такова, что все отрасли экономики испытывают острую нехватку высококвалифицированных рабочих, при этом так называемых «белых воротничков» с высшим образованием – переизбыток.
Эта проблема серьёзно обсуждалась в конце августа на совместном заседании Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ. В своём выступлении Президент РФ Дмитрий Медведев в частности отметил: «Очевиден перекос, который образовался в начале 90-х годов в силу самых разных причин – социальных, демографических, экономических – в сторону высшего образования. И очевидна нехватка специалистов, выпускников начального и среднего профессионального образования».
Главой государства была поставлена задача руководителям профильных министерств и ведомств предпринять определённые шаги для выведения начального и среднего профессионального образования на качественно новый уровень, чтобы рабочие специальности восстановили свой «статус-кво» и стали более привлекательными для молодёжи.
Конечно, дисбаланс на рынке труда имеет место во всех странах, но не в таких масштабах, как в сегодняшней России. Система образования готовит 70 процентов специалистов с высшим образованием и всего 30 – со средним техническим, то есть людей рабочих профессий. Современной же экономике нужно всё с точностью до наоборот. Имеющийся дисбаланс говорит только об одном: образовательные учреждения работают сами по себе, без учёта запросов отечественной экономики. А ведь именно сейчас, когда многие отрасли промышленности модернизируются, образование должно быть впереди этого процесса.
– Мы должны признать очевидную вещь: несмотря на то, что ежегодно тратим большие деньги на образование, несмотря на то, что привыкли гордиться основами, которые были заложены много лет назад, наша система образования слабо конкурентоспособна, – считает Дмитрий Медведев. – И в этом убеждаешься, посещая не только ведущие иностранные университеты и учреждения среднего профессионального образования, но и просто исходя из того, как котируется значительная часть наших университетов, не говоря уже о профессиональных училищах. Система профобразования у нас остаётся несбалансированной по уровню и неэффективной по расходованию бюджетных средств. Ещё одно подтверждение несовершенства нашего образования – больше половины российских выпускников не работают по профессии. При этом в год на образование в стране тратится до двух триллионов рублей.
Свобода выбора
Раньше существовал так называемый госзаказ на специалистов, но, начиная с 90-х годов, учебные заведения этот заказ стали формировать самостоятельно – определять те направления деятельности, которые они будут осуществлять, выбирать специальности, на которых будут учить выпускников школ. На тот момент это было достаточно оправданным шагом, ведь учреждениям действительно надо было как-то выживать в новых общественно-экономических условиях. К чему привела «свобода выбора»? Сейчас страна получила избыток бухгалтеров-экономистов, менеджеров и юристов, и в то же время – острый дефицит направлений, связанных с техническим профилем, то есть рабочих, которые требуются практически всей производственной сфере.
Сегодня школа и родители ориентируют детей на получение высшего образования. Мамы и папы хотят видеть их образованными, учителя и директора школ стремятся, чтобы как можно больше выпускников поступали в вузы. При этом лишь единицы целенаправленно намерены получать необходимые, но «малопрестижные» рабочие профессии – работа тяжёлая, зарплата, особенно в первое время, невысокая и явно не соответствующая трудоёмкости.
Примечательно, что ни в одном государстве нет такого «перекоса», когда на одного рабочего приходится два специалиста с высшим образованием. Конечно, молодые люди должны стремиться получать образование, но сегодня мы практически потеряли ступенчатую систему подготовки кадров. Отрадно, что в некоторых регионах сейчас ситуация меняется к лучшему. Республика Коми и в частности Усинск – хороший тому пример.
Поможет соцпартнерство и сотрудничество
В нашем городе проблема пополнения рынка труда рабочими кадрами решается благодаря Усинскому политехническому техникуму и сложившейся системе партнёрства между образовательным заведением и предприятиями города, которые не только оказывают помощь в укреплении материально-технической базы техникума, но и делают заявку на рабочих определённых специальностей, то есть формируют своеобразный производственный заказ.
– В Усинске уже не первый год действует образовательный комплекс «школа-техникум-вуз», – заметил во время одной из встреч с коллективом подшефной школы №3 генеральный директор ООО «РН – Северная нефть» Сергей Нестеренко. – «Роснефть-классы» – первая его ступень, Усинский политехнический техникум – вторая, УГТУ и Усинский филиал вуза – третья. Мы заинтересованы в том, чтобы производство постоянно пополнялось высококвалифицированными кадрами, представителями как рабочих специальностей с начальным и средним профессиональным образованием, так и инженерно-технических работников – с высшим. Поэтому сотрудничество нашего предприятия с учебными заведениями будет продолжаться и крепнуть.
Выпускники техникума, получающие качественное образование, востребованы многими предприятиями Усинска. В их числе – социальный партнёр УПТ ООО «РН – Северная нефть», другие усинские предприятия, входящие в структуру НК «Роснефть», – ООО «РН-Сервис», ООО «Усинское УТТ», ООО «Усинский КРС», ООО «РН-Энерго», ООО «РН-Бурение», а также группа компаний ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО БК «Евразия» и другие.
Благодаря такому продуктивному взаимодействию выпускники техникума имеют гарантию не только трудоустройства, но и широкие перспективы профессионального и карьерного роста. Работодателями студенты УПТ признаются профессионально-компетентными, способными реагировать на постоянно изменяющуюся производственную ситуацию, самостоятельно изучать необходимые в работе новшества, повышать уровень квалификации.
Усинский политехнический техникум – единственное образовательное учреждение в городе, осуществляющее подготовку специалистов для индустрии сервиса по системе непрерывного профессионального образования. За годы своей деятельности он подготовил и выпустил более двух тысяч специалистов. Техникум реализует образовательные программы начального, среднего и дополнительного профессионального образования. После окончания полного курса обучения выпускники получают дипломы государственного образца.
Техникум проводит подготовку специалистов по таким специальностям среднего профессионального образования, как «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Документационное обеспечение управления и архивоведения», «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования», «Автоматизация технологических процессов и производств». По системе начального профессионального образования выпускники школ имеют возможность получить профессии автомеханика, токаря-универсала, монтажника, электрогазосварщика, продавца, контролёра-кассира.
– Подготовка кадров подразумевает обязательное трудоустройство, да и предприятия заинтересованы в рабочих кадрах, – говорит директор УПТ Сергей Чужмарёв. – Сегодня мы тесно сотрудничаем со многими предприятиями города, особые у нас отношения с «РН – Северная нефть», поскольку между техникумом и Обществом действует соглашение о социальном партнёрстве. То, что на уровне правительства поднят вопрос о необходимости повышения престижа рабочих профессий – это очень хорошо.
Остаётся только надеяться, что чиновники, наконец-то, от слов перейдут к делу и создадут все необходимые условия для того, чтобы профтехучилища, колледжи и техникумы смогли планомерно готовить квалифицированных рабочих, которые смогут иметь достойную заработную плату, нормальные условия труда и быть не только востребованными, но и реально заниматься модернизацией экономики.
– Пока же, – считает С. Чужмарёв, – во всяком случае для Усинска, единственный, но реальный способ развития системы начального и среднего профессионального образования – стопроцентное трудоустройство всех выпускников, укрепление и совершенствование действующей системы партнёрства техникума и предприятий города.
Отправить комментарий