На пути ко спасению, или как не отдалиться от бога

8 декабря 2010 - 10:23

Несколько лет назад мой хороший знакомый потерял любимую жену и был убит горем. И мы, его друзья, пришли к нему, чтобы поддержать вдовца морально. Мы сидели на маленькой кухне и пытались найти слова утешения. Говорили, что на все воля Божья и потому нужно смириться. Убеждали, что его супруга, отмучившись после тяжелой болезни, наверняка сейчас на небесах, в самом Раю, и что нужно молиться о ее душе, о прощении ее грехов. То есть нужно встать на путь спасения и покаяния.

А он молча слушал нас, заметно хмелея от выпитой горькой.

– Вот вы все о Боге толкуете, все у него прощения своих грехов выпрашиваете, – хозяин поднял на своих утешителей уставшие глаза. – И знаете, что Бог все вам простит. Но вы – эгоисты, потому что только о своей душе и печетесь, ее одну и спасаете, а до других вам дела нет…

Тогда у меня не нашлось нужных слов, чтобы объяснить приятелю, что он не прав. Но с тех пор подобные упреки в адрес тех, кто решил встать на путь спасения и покаяния, нет-нет да и раздаются снова. Поэтому, чтобы понять, насколько все-таки важна исповедь для православного человека, и объяснить это другим, я решила побеседовать с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» игуменом Гермогеном.

ПЕРЕМЕНИТЬ СОЗНАНИЕ

– Простите, что заставила себя ждать, – выпалила я встречавшему меня иеромонаху Арсению, едва переступила порог храма. Я опоздала на 15 минут и, ожидая упрека священника, поспешила оправдаться: – Редакционная машина задержалась…

– Не стоит извиняться, на все воля Божья, какое право я, человек, могу судить? – молоденький иеромонах, ставший священником меньше года назад, только искренне улыбнулся, провожая меня к настоятелю. В его спокойном голосе не было ни нотки упрека, ни грамма осуждения, только искренность и мудрость.

Когда я впервые попала к нему на исповедь, признаюсь, малодушничала: меня смущала его молодость и, как следствие, отсутствие, на мой взгляд, жизненного опыта. Но все мои сомнения рассыпались в прах, когда я получила душевное облегчение и мудрые советы, которые мне очень помогли в дальнейшем.

– Действительно, на исповедь мы идем в том числе и для того, чтобы облегчить душевные страдания, – подчеркнул игумен Гермоген. – Это таинство можно сравнить с баней. Только там мы омываем скверну телесную, а на исповеди – душевную.

– Как часто нужно исповедоваться православному? – пытаюсь свести все к математике.

– А как часто надо мыть руки? – отвечает вопросом на вопрос священник. – По мере загрязнения. Вот и душу очищать нужно по мере загрязнения грехами. В некоторых монастырях монахи ежедневно исповедуются. В миру такой частоты достичь сложно, но тем не менее, если человек решил воцерковиться, не надо копить грехи, нужно избавляться от них. Конечно, каяться можно и дома перед иконой. Но в этом случае не последует разрешение грехов. Это возможно только во время таинства исповеди, которое совершается в церкви обычно накануне литургии.

Всего в православии приняты семь таинств: крещения, миропомазания, евхаристии (причащения), покаяния, священства, брака и елеосвящения. Именно в них человек получает Божью благодать по своей вере. Настоятель храма пояснил это так: например, молимся мы во время литургии Богу и просим святых заступиться за нас перед Спасителем, но при этом мы не знаем, даст нам Господь просимое или нет. Во время же таинства мы получим это в любом случае: младенец будет крещен независимо от горячности веры родителей, прихожанин примет тело и кровь Христову во время причастия независимо от усердия в молитвах, а в случае искреннего раскаяния в грехах – их отпущение.

Но как понять степень искренности своего раскаяния? Рассказал честно священнику, что тяготит душу и сердце, – и все, ты чист перед Богом? Это сомнение возникало у многих, кто шел к вере, в том числе и у меня. И не сразу я поняла, что покаяние – чувство гораздо более глубокое, чем просто задушевная беседа с батюшкой.

– Древние греки называли исповедь «метаноя», что дословно переводится как «изменение ума», или «перемена сознания», – поясняет о. Гермоген. – То есть у нас должно быть твердое намерение оставить те грехи, о которых мы говорим. Архиепископ Иоанн Шаховской говорил так: «Значение покаяния не в признании себя грешником, это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего к греху».

НЕ БОЙТЕСЬ, ЧТО ВАС ОСУДЯТ

Помню, когда я была школьницей и каждое лето ездила к родственникам в украинскую деревню, бабушка обязательно произносила фразу: «Надо девчонок (меня и сестру) сводить на исповедь и причастие». И воплощала задуманное в жизнь. Для меня это было мучением. Нет, пугала не строгая подготовка к этим таинствам, не сам церковный приход – я росла в религиозной семье, а непонимание того, что же буду говорить батюшке. Ведь я никого не убила, ничего не украла – так чем же я согрешила?

«Скажи так: словом, делом, мыслью», – научала меня родственница, и я, как на экзамене, тараторила заученные слова, не понимая самой сути понятия греха.

– Для того чтобы подготовиться к исповеди, сначала нужно принять аксиому, что любой человек по своей сути грешен, – говорит настоятель. – В этой связи я вспоминаю такую историю. У одного старого монаха послушник спросил: «Отче, почему Вы ежедневно исповедуетесь? Какие грехи Вы можете насобирать, находясь в келье?» Тот просто указал на стол: «Вот он стоит, и если его ежедневно не протирать, то на нем соберется пыль». То же самое и с душой человека. Хотим мы того или нет, но грехов мы собираем достаточное количество.

Но, даже осознав прегрешения, нам зачастую сложно побороть свою стеснительность и рассказать о них священнику – мы опасаемся, что он нас осудит.

– Каемся мы Богу, а священник – лишь свидетель, – о. Гермоген советует не забывать эту истину православных. – Ведь всемогущий Бог мог бы поставить для исповеди безгрешного ангела, и представьте себе состояние кающегося: я бы со стыда вообще сгорел. А так перед нами свидетель покаяния – такой же живой человек из плоти и крови, который тоже может совершать ошибки. Он помогает нам исповедоваться, полностью раскрыться перед Богом, задавая вопросы. Ведь иногда человек и не знает даже, что совершает грех. Вспомните строки: «Безумству храбрых поем мы песню!» Эту гордыню мы воспринимали как доблесть, а в православии это один из тяжких грехов.

А осудит ли священник?.. Кто-то из святых говорил: «Грешник подобен псу, который лижет пилу и, пьянея от вкуса собственной крови, не чувствует боли». В этой фразе понимание сути греха в православии: это не столько преступление, сколько болезнь, которая вредит и разрушает того, кто его совершает. Это в западном богословии все разложено по полочкам: грешник – подсудимый, Бог Отец – судья, Христос – адвокат, а дьявол – прокурор. У нас же согрешающий – прежде всего больной, который нуждается в лечении. Не в самолечении, а в интенсивной терапии вплоть до хирургического вмешательства, чего можно добиться с помощью покаяния. Поэтому и скрывать свои грехи, оправдываясь стеснением, на исповеди не имеет смысла. Представьте, что вы пришли к врачу и стесняетесь ему сказать, что у вас болит…

СЛЕПОЙ ВЕЛ СЛЕПОГО…

– Что, в Рай захотела? – иронизировала моя подруга, когда я отказалась идти в клуб во время поста.

– Да, – лаконично ответила я.

– Других бы лучше к Раю вела, – с обидой в голосе отрезала она. – А то только о своей душе думаешь…

«А вдруг я и правда веру перепутала с эгоизмом?» – прокралась в голову греховная мысль.

– Это распространенное заблуждение, – пояснил о. Гермоген. – Святой Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Он сам достиг святости, и столько человеческих душ спаслось рядом с ним. Ведь только собственным примером можно наставить кого-то на путь истинный. Я часто вижу, как люди, едва сами переступили церковный порог, начинают спасать других: тащат в храм детей, мужей, которые этого не очень хотят, забывая, что невольник – он не богомольник. Более того, слепой не может вести слепца, говорил Христос. И правда, как можно быть проводником, не зная дороги? Сначала надо ее изучить.

«СИЕ ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ…»

В Храме в честь Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» на воскресной литургии всегда много детей. От грудничков, посапывающих на маминых руках, до семилеток, которых родители приводят на совершение таинства причастия (евхаристии). Приступить к чаше для причастия могут только люди, которые накануне очистили душу исповедью, усмирили свою плоть трехдневным постом и вычитали полагающиеся каноны. Только дети до семи лет могут вкушать Тело и Кровь Христову без исповеди.

– Во время причастия под видом хлеба и вина мы принимаем тело и кровь Христовы, сам Бог входит в нашу плоть, – поясняет священник. – Если накануне на исповеди мы духовно примиряемся с Отцом небесным, то во время причастия соединяемся с ним уже физически. Помните, Христос говорил: «Всякий ядущий плоть мою и пиющий кровь мою во мне пребывает, а я в нем». Поэтому причащаться нужно каждому православному, вставшему на путь спасения. Однако в редких случаях батюшка во время исповеди может наложить епитимию. Например, рекомендовать не причащаться некоторое время, если вы находитесь в слишком гордом состоянии духа, – от этого не будет пользы. Потому что причастие мы принимаем не в суд или осуждение, а во исцеление души и тела. А уж когда человек достаточно подготовится, примирится со всеми, то ему будет более полезно соединение с Господом.

* * *
Недавно прочитала, что наши нераскаянные грехи – это кирпичи, из которых мы строим стену между нами и Господом. И чем их больше, тем толще стена. А что может быть страшнее для православного христианина, как отдаление себя от Бога? Ведь место, где нет Спасителя, и есть ад.

0

Хорошая статья, побольше-бы таких.

0

Придурки и несамодостаточные психопаты. Ненавижу вАших долгогривых бездельников вместе с вашим Христиком, обыкновенное вымоготельство денег у зависимых людей, все эти верующие бабы, что наркоманки, лишь бы башку свою неумную чем ЗАДУРИТЬ, СТОИТ ТОЛЬКО ПОСЛУШАТЬ.что плетет галавный поп РОССИИ. нИКТО ВАМ НЕ ПОМОЖЕТ,если в жизни случится беда, никто, кроме людей. А помогут на столько, насколько вы своей жизнью это заслужили. Есть ситуации, когда человек не выживет без поддержки окружающих, а попы так башку на лево повернут, что вообще дебилом будешь, перестанешь соображать. Читайте внимательно вашу библию, может дойдет когда, что все преступления, совершаемые человечеством, заложены там. Создание любой секты, любая вера, шаг политический, и создается с целью удержания в узде народа. Никто не задумывался, почему сейчас, ккогда народу в России жить все хуже и хуже с каждым днем активизировались попы. А нахрена народу вера, когда власть топчет этот народ не хуже , чем в 37г. Попы нужны, чтобы народ не бунтовал. Для Русичей поповская вера чужая. Не малой кровью заплатила Русь, пока ее в к ХРИСТИКУ ЗАГОНЯЛИ. Ленин со Сталиным были правы в одном, разогнали этих дармоедов. Посмотришь на толпу наших веруущих, одни бабки после климакса ,обиженые жизнью, природой и собственной ленность ума.

0

Большое спасибо за статью!Меня всегда мучил вопрос,как же священник будет смотреть на меня, после услышанного на исповеди?

Отправить комментарий