«На днях приходит на мобильный SMS якобы от моего оператора, – рассказывает знакомая. – Извещают, что идут плановые технические работы, меняется оборудование и поэтому нужно перенастроить телефон на новые параметры. Для этого предлагается набрать на телефоне определённую комбинацию цифр. Набрала. А затем выяснилось, что со счёта испарились все деньги». Как оказалось, «попали» на такой «развод» ещё несколько человек. Вскоре такое же сообщение пришло и мне, потом ещё и ещё одно – настойчивости «оператора» можно было позавидовать. Не знай я о печальном опыте знакомых, тоже бы «купилась» – ведь как правдоподобно придумано!
Прощайте, деньги
Как показывает действительность, мошенники постоянно изобретают новые способы опустошить мобильные «кошельки» доверчивых абонентов сотовой связи. Как не попасться на уловки злоумышленников? За советом мы обратились к старшему специалисту по внешним коммуникациям одной из сотовых компаний республики Валерию Жаркову.
– Мошенничество в сфере сотовой связи происходит в основном через три канала. Это – заказ платных услуг, услуга «Мобильный перевод» и перевод денег со счёта абонента на сервисы «мобильной коммерции» – электронные деньги, Интернет-магазины, счета абонентов других сетей.
По двум первым схемам количество случаев мошенничества снижается, а вот по третьей – наоборот, растёт. В связи с этим многие операторы на своих сайтах вводят «уроки мобильной грамотности» – рассказывают об угрозах, мобильной защите, схемах обмана и дают рекомендации, как защитить себя.
Ситуация, описанная в самом начале материала, относится к категории лжеоповещений от технической службы оператора. В последнее время это наиболее распространённый вид мошенничества. В большинстве случаев он реализуется с помощью услуги «Мобильный перевод». Распознать обман просто. Злоумышленники действуют настойчиво (звонят по несколько раз или отправляют несколько сообщений) и требуют незамедлительного выполнения «перенастройки». Каждому абоненту следует знать, что у МТС, Билайна, МегаФона и прочих компаний тысячи абонентов, и настройки в сети совершаются таким образом, чтобы доставить пользователям минимум неудобств, то есть незаметно для них.
Как заметил Валерий Борисович, рассчитывать на возврат денег в данном случае не приходится – перевод средств абонент совершает добровольно и без принуждения. При этом оператор связи не имеет юридического права вернуть ему переведённые на другой счёт средства. Чтобы избежать потери денег в описанной выше ситуации, не стоит выполнять указания, предварительно не созвонившись с абонентской службой своего оператора связи.
Рассказал специалист и о других видах телефонного мошенничества, а также о том, как оказаться умнее жуликов.
Вместо обмена – обман
Очень популярным видом «надувательства» является мошенническая подписка на платные сервисы. Например, «Отправь SMS и перейди на более выгодный тариф!» или «Все локальные звонки теперь безлимитные!» Абонент, не обращая внимания на то, что отправителем сообщений является не его оператор, откликается на такое предложение и... остаётся с прежним тарифом, но без денег на счёте, так как номер, на который он отправлял SMS, платный. Надёжнее поменять тарифный план, воспользовавшись навигатором на сайте компании, обратившись к оператору сети или позвонив на короткий (бесплатный!) номер, узнать который также можно в абонентском отделе.
С праздничком!
Накануне общегосударственных праздников или дня рождения абонент может получить голосовое письмо-поздравление. Человека извещают о том, что ему пришло голосовое поздравление с праздником, прослушать которое можно, набрав определённый код. Который на самом деле является зашифрованной командой для мобильного перевода или звонка на платный номер. В этой ситуации следует помнить, что «правильное» входящее голосовое письмо всегда бесплатное. Проверить, настоящее письмо или афера, просто. Система присылает SMS с номером, начинающимся на #00... Набрав его, можно прослушать голосовое сообщение. При этом отправитель, чаще всего, известен – вряд ли родные и друзья будут отправлять его анонимно. Хотя, конечно, сделать сюрприз может и тайный поклонник. Но если номер не указан, можете сообщение смело удалить – это очередной «развод». То же можно посоветовать, если вдруг вам пришло сообщение о доставке поздравительной открытки, которую увидеть можно, пройдя по указанной ссылке. Если вы решите это сделать, автоматически «подпишетесь» на один из платных сервисов или подцепите вирус, из-за которого с вашего счёта ежедневно будет происходить списание средств.
«Ваша карта заблокирована!»
У большинства из нас сейчас есть банковские пластиковые карты. Зная это, мошенники изобрели новый и весьма действенный вид мошенничества – рассылку сообщений с текстом о блокировке карты, в котором также указывается номер телефона, по которому нужно срочно (!) позвонить, чтобы её разблокировать. Всполошившийся человек, естественно, звонит, а жулики сообщают ему, что на банковском сервере произошёл сбой и для устранения неполадок с картой необходимы её реквизиты. Стоит их сообщить – будьте уверены, что оплатите через Интернет чью-нибудь покупку. Главный совет в таком случае – не поддаваться панике и проверить информацию о карте в банке. Имейте в виду, что сотрудникам банков запрещено узнавать реквизиты карт у клиентов. Уже то, что вас просят дать информацию о вашем «электронном кошельке» незнакомые люди, должно насторожить – не выворачиваете же вы наизнанку содержимое своего портмоне перед каждым встречным! Если на телефон приходит подобного рода сообщение, обязательно свяжитесь с банком по телефону, указанному на карте для проверки информации по последнему списанию средств.
Ошибочка вышла…
Многие доверчиво относятся к SMS-сообщению, что на счёт через «Мобильный перевод» поступили деньги, думая, что это родные позаботились о том, чтобы абонент был всегда на связи. Сразу же после этого звонит человек, который утверждает, что перевёл деньги на ваш номер ошибочно, и просит их вернуть обратно тем же «Мобильным переводом». Здесь первым делом необходимо проверить баланс счёта. Убедитесь, что он был пополнен на названную звонившим сумму, и только после этого принимайте какое-то решение.
Не забывайте, что мошенники не дремлют. С той же скоростью, с какой растёт количество электронных и мобильных услуг, появляются новые способы обобрать доверчивых пользователей сотовых телефонов. В данной ситуации можно лишь посоветовать обратиться к народной мудрости: доверяй, но проверяй, поспешишь – людей насмешишь, семь раз отмерь – один отрежь.
Отправить комментарий