Нашла через 66 лет

11 мая 2011 - 16:28

Когда я заканчивала университет, мы с однокурсниками, получив заветные дипломы, разъезжались кто куда. Спешно обменивались телефонами и адресами, обещали звонить, писать, приезжать, в общем, не теряться. Обещания, разумеется, не сдержали. Потерялись за несколько первых лет. И если бы не Интернет и социальные сети, то, скорее всего, никогда бы друг друга не нашли. Однако всемирная паутина, как бы ее иногда не ругали, способна помочь в поисках не только потерявшихся из виду пару лет назад, но даже тех, кто ушел из жизни в годы Великой Отечественной войны.

Год назад как раз в День Победы Ольга Королева была в гостях у друзей. Много говорили, вспоминали.

– Мой дед тоже воевал, но я его даже не видела ни разу. В 1944 году бабушке пришла похоронка на него, – с горечью сказала Ольга.

«Прошу известить гражданку Дымовскую Клавдию Петровну в том, что ее муж, Дымовский Федор Иванович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 25.06.1944 и похоронен с отданием воинских почестей в Витебской области, деревне Ляпино». Таким был стандартный текст сообщения о смерти, которое впоследствии утерялось, оставив в памяти лишь год гибели и место захоронения. Но ни оно, ни письма, ни большинство фото не сохранилось. Когда бабушка Ольги с дочерью возвращались из эвакуации из Павлодара в Ленинград, все их вещи украли. Клавдия Петровна, оставив девочку на несколько минут с чемоданами, отлучилась. «Твоя мама сказала отнести чемоданы в камеру хранения», – буркнул малышке какой-то мужчина, взял багаж и куда-то понес. Кроха, которой было всего пять лет, даже ответить ничего не успела… Словом, ни чемоданов, ни мужчины они больше не видели. А вместе с поклажей этот вороватый прохожий унес память о муже и отце. Осталась только одна фотография… В семье о погибшем на фронте родственнике почти ничего не знали и не помнили…

Друзья, взволнованные таким рассказом, поразили Ольгу вопросом:

– А ты найти его могилу не пыталась?

Тут же они вместе зашли на сайт объединенного банка данных «Мемориал», созданного как раз для поиска фронтовиков.

– Не передать мое волнение и удивление, когда в донесении о безвозвратных потерях я увидела фамилию моего деда. Более того, узнала, когда точно он погиб, откуда родом, где захоронен. А ведь с момента его гибели прошло 66 лет! – не скрывая эмоций, говорит Ольга.

ПРОПАВШАЯ ДЕРЕВНЯ

Эта сведения, и правда, так поразили ее, что женщина решила узнать больше. Информацию она собирала по крупицам, как сама говорит, будто золотоискатель, которому нужно просеять немало песка, чтобы найти частицу драгоценного металла. Она стала искать могилу родственника. Деревню Ляпино, упомянутую в похоронке, пыталась отыскать еще мама Ольги в 60-е годы, однако это место как сквозь землю провалилось. «Такой деревни нет» – были ответы на все запросы в архивы. Не было ее и ни на одной карте.

Тогда внучка решила проследить фронтовой путь деда. Все в том же донесении о безвозвратных потерях отыскала сведения, что Ф. И. Дымовский был майором, командиром 26 гвардейского артиллерийского полка. За это и зацепилась: стала собирать информацию и о самом воинском подразделении, и о дивизии, к которой полк был приписан, и об однополчанах, имя которых упоминается в том скорбном списке. К поискам подключилась вся семья: и мать Ольги, и брат с женой и детьми. Они делали запросы в архивы, «перелопачивали» Интернет, вели переписку. Так удалось найти однополчанина Федора Ивановича командира дивизиона Юрия Павловича Каруша из Молдавии. Сын ветерана прислал фото, на котором Ольга с семьей узнали родственника по четкой ямочке на подбородке. Поделился он и воспоминаниями отца о войне, которые тот писал уже в преклонном возрасте. К сожалению, Юрия Павловича не стало в конце прошлого года.

Вскоре в поисках следов деда внучка отыскала в электронном банке документов «Подвиг народа» его наградной лист. Сухая информация о названии награды и дате ее получения оказалась для Ольги ценной зацепкой, чтобы проследить его воинский путь. Она сопоставляла даты, события и, как пазл, складывая общую картину. И получилось вот что: ордена Отечественной войны 2 степени Ф. И. Дымовский был удостоен 25 января 1943 года. Как выяснилось, он участвовал в освобождении Великих Лук. 30 сентября того же года ему дали орден Красного Знамени за освобождение городов Духовщина и Рудня в Смоленской области. Полгода спустя, 20 мая, он получил орден Александра Невского, как стало ясно, за взятие высоты 222,9 под Витебском. Об этом как раз и пишет в своих воспоминаниях сослуживец Ю.П. Каруш. Еще один орден Красного знамени ему был присужден через день после гибели: 26 июня 1944 года. Нет сомнений, что эта награда – за освобождение Витебска. Ведь упоминание о гибели Ф.И. Дымовского Ольга прочла в мемуарах командующего 39-й армии И.И. Людникова и начальника разведки армии М.А. Волошина «Витебский котел». Это были переломные бои, после чего началось крупномасштабное наступление на запад – Белорусская стратегическая операция «Багратион».

«СПИТЕ, ГЕРОИ»

Из архивных данных, выложенных в Интернет, стало ясно, что тело деда покоится в братской могиле в деревне Пустынки Сенненского района Витебской области. С просьбой подтвердить или опровергнуть это Ольга написала письмо в Сенненскую центральную библиотеку. Положительный ответ по электронной почте пришел уже через несколько часов. И уточнялось, что в этой могиле покоятся тела еще 53 воинов, имена большинства из которых неизвестны. Но изначально дед был похоронен в деревне Клепчево, где пионерская организация местной начальной школы даже носила его имя. Пионеры по переписке с однополчанами собрали такие сведения, которые не были известны даже семье Федора Ивановича. Ниже следовало приглашение в гости на День независимости Республики Беларусь. Ольга с родственниками поехала.

– На могиле плакали от избытка чувств и радовались, что удалось выполнить частичку долга: помнить о тех, кто сражался за наше будущее, – делится Ольга. – Когда погиб мой дед, ему было 33 года, а в этом году исполнилось бы 100 лет. Вообще, для любого человека важно знать, кем были его родители, деды, прадеды. Зная их историю, какие-то сложные ситуации нашего бытия уже не кажутся таковыми в сравнении с трагическими эпизодами их жизни. Тут же начинаешь задумываться о собственных поступках, насколько они отвечают нормам морали, пытаться скорректировать собственное поведение и поведение своих детей. Жизнь и подвиг моего погибшего за освобождение нашей Родины деда – своеобразный эталон для моей семьи. Знаете, как нас тронула надпись на обелиске «Спите, герои, вас не забудут в веках». Мы, действительно, их не забудем.

Отправить комментарий