А у нас вчера была весна…

10 июля 2013 - 21:15

Есть у заполярных нефтепромыслов одна душевная особенность, отчасти роднящая их с деревушками в российской глубинке. Здесь тоже принято всегда здороваться с незнакомыми.

Вот и в этот раз так происходило. По пути от диспетчерской к энергоцентру Тэдинского месторождения раз пять успел услышать и произнести в ответ «Здравствуйте!», и вдруг в какой-то момент посетило отчетливое ощущение, что прошедшую мимо женщину в лукойловской спецовке я когда-то, пусть и очень-очень давно, но уже встречал.

А чуть позже мы опять столкнулись нос к носу возле химико-аналитической лаборатории, и тут уж я не мог удержаться от расспросов. И едва только прозвучало название «Варандей», как память вернула меня на 27 лет назад.

Да, именно там, на берегу Баренцева моря, я и видел Светлану Евгеньевну, а тогда просто Светлану. И работала она, если не ошибаюсь, оператором-коллектором в знаменитой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции, которая в то время гремела на всю страну открытиями месторождений, шедшими чередой.

– Все верно! – с улыбкой подтвердила Светлана Ильюхина. – Потрудиться довелось на тех самых буровых, что получили первую нефть Мядсейского и Тобойского месторождений. Мядсейская скважина особенно запомнилась. Бурили под керн, но вдруг неожиданно забил мощнейший фонтан, который выбрасывал до полутора тысяч тонн «черного золота» в сутки. С большим трудом его удалось подавить.

– К работе на Варандее я приступила в апреле 84-го. До чего же меня на Крайнем Севере все удивляло после благодатной-то Украины! Приехала из Ивано-Франковской области, где теплынь, а здесь метель метет, сугробы выше головы. В поселке любили цитировать стихи местного поэта, электрослесаря Володи Махсона:

…Почему-то сердце вдруг забилось,
Ни покоя не было, ни сна.
Видно где-то что-то приключилось…
А-а-а, у нас вчера была весна.

Светлана Евгеньевна вспоминает пройденную варандейскую эпопею, и глаза ее теплеют. Хотя ведь там, на самом краешке земли, хватало всякого – и трудного, и опасного. Не зря же в 1991 году поселок пришлось объявить зоной стихийного бедствия, а его жителей начали спешно переселять в другие районы страны. На жилые дома неотвратимо наступало студеное море. Светлана с семьей уезжали одними из последних, в 97-м. Жилье получили в Коврове Владимирской области.

…Она вернулась сюда лишь спустя десять лет. Точнее, периодически возвращается – работает лаборантом химанализа вахтовым методом на Тэдинке. Да, женщине быть вахтовиком непросто. Но после трагической гибели мужа-нефтяника, главного кормильца семьи, зарабатывать деньги, чтобы поднимать детей, приходится ей, обаятельной и сильной женщине. Счастья Вам, Светлана Евгеньевна! Пусть же судьба будет к Вам благосклонна!

Михаил Веселов, «Северные ведомости»

Отправить комментарий