Ключик к сердцам малышей

1 октября 2013 - 17:57

Выбирая детский сад, родители обращают внимание на его статус, внешнее и внутреннее оформление, программу занятий. И часто не задумываются о том, повезёт ли их ребёнку с воспитателями, первыми наставниками.

Между тем американский писатель Уильям Чаннинг ещё в 19 веке писал, что «для воспитания ребёнка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством».

Маленьким усинцам повезло: в городе много талантливых педагогов. В конце сентября работники дошкольных образовательных учреждений отметили профессиональный праздник.

Вторая мама

О Гульнаре Миннигалиевой, воспитателе ДОУ № 10, чей педагогический стаж почти 30 лет, смело можно сказать, что она – воспитатель от Бога.

– Никто не спорит, что наша работа трудна. Но я мечтала об этом с детства, поэтому, когда пришло время выбирать профессию, сомнений не было. Справиться с десятком «почемучек», найти к каждому из них подход – задачка для тех, кто по-настоящему любит своё дело. Тем более, дети в группу приходят разные, каждый – со своими радостями, семейными проблемами и страхами. И каждый нуждается во внимании, хочет, чтобы его заметили, выделили, похвалили. Непросто это. Но все сложности меркнут перед искренней детской улыбкой, первыми открытиями и успехами малышей. Вы только представьте, какое это чудо, каждый день видеть счастливые детские лица, – делится Гульнара Халяфовна. – Да и приятно осознавать, что в детсад приходит двухлетняя кроха, а уходит почти первоклассник, который практически всему научился в детском саду под твоей опекой.

Первые шаги в профессии Г. Миннигалиева сделала в далёком 1983 году в Уфе.

– Мне очень повезло с наставниками. Именно они научили азам профессии, трудной, благородной и кто бы что ни говорил – благодарной. Ведь одно дело просто любить детей, а другое – увлечь, заинтересовать, стать добрым другом и учителем, – говорит она. – И достойный результат, успехи воспитанников – самая большая благодарность и оценка труда педагога.

По мнению Гульнары Халяфовны, каждый ребёнок – личность, поэтому основная задача – найти тот ключик, который поможет и малышу раскрыться, и воспитателю наладить с ребёнком контакт.

– Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами, – говорит она. – Откликаются на доброту, перенимают хорошие манеры, учатся быть терпеливыми, аккуратными.

– Ещё древние мудрецы говорили: «Сейте хлеб – это на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием – это на века», – говорит Гульнара Миннигалиева. – Очень верно. Как и то, что каждому человеку нужно постоянно заниматься самообразованием. Это и есть моё педагогическое кредо.

В каждого воспитанника вложила частичку души. А сколько их было за эти годы! Непредсказуемых, добрых, искренних, озорных, прилежных и непослушных – самых разных, и каждый из них дорог. Так приятно, когда они приходят в гости в детский сад спустя многие годы, узнают на улице, поздравляют с праздниками.

Маленькие «незнайки»

– «А у тебя есть на работе аквариум и маленький стульчик? А куда солнышко вечером уходит? А почему нужно ходить в садик?» – стоило переступить порог группы «Искорки», что в детском саду №12, как на меня обрушился шквал вопросов и новостей.

– Кукла Маша заболела, башня из кубиков всё время падает, не нашли нужный цветок на участке во время прогулки – всё это надо немедленно исправить, а то будет «вселенская катастрофа», – смеётся воспитатель ясельной группы ДОУ №12 Валерия Никитенко. – А как же иначе? «Вторые мамы» должны уметь не только решать все проблемы, но и одной рукой заплетать косички, другой – мирить поссорившихся и одновременно раздавать игрушки и книжки. Ну и, конечно, заново учиться у воспитанников удивляться и восхищаться каждому новому дню.

Валерия Геннадьевна, несмотря на все уговоры родителей выбрать более «серьёзную и оплачиваемую» профессию, подала документы в Сыктывкарский педагогический колледж. И вот уже на протяжении 22-х лет после его окончания она учит, заботится, воспитывает, помогает, а самое главное – любит малышей.

– Это, наверное, – самое важное качество хорошего воспитателя, и если любви к детям нет – хорошего педагога из человека не выйдет, – уверена она. – К нам в группу приводят ребят в возрасте двух лет и даже младше. Наша задача – научить их не только тому, как правильно держать ложку и одеваться, но и уступать, дружить, уважать, сочувствовать, жалеть друг друга. И так приятно видеть результаты своего труда, когда это получается. Но, конечно, всё это было бы невозможно без помощи родителей, только в тандеме, во взаимодействии с семьёй можно привить малышу такие понятия как доброта, сопереживание и милосердие.

Педагог так организовала в группе пространство, чтобы адаптация у детей проходила легко, чтобы у них было желание снова и снова приходить в детский сад.

Голос Валерии выдаёт в ней человека оптимистичного, бодрого, энергичного, готового вести за собой, заряжать позитивом, способного даже самое скучное занятие превратить в приключение.

Наверное, поэтому ей довольно быстро удаётся и своих маленьких непосед приучить к режиму, сделать более усидчивыми и трудолюбивыми. Ведь в основе всего образовательного процесса, организованного воспитателем, – игра, самая понятная для двухлетних карапузов форма познания окружающего мира.

– Горжусь успехами детей, радуюсь, когда навещают меня, не забывают детский сад, – делится Валерия Геннадьевна. – Сегодня многие из выпускников приводят в садик уже своих ребятишек. Такая вот преемственность поколений, благодарность и признание – в то место, где тебе было плохо, никогда не поведёшь своего ребёнка. Значит, мы работаем не зря.

«Счастье – дарить добро»

– Проработав 26 лет в детском саду, понимаю, что хороший первый воспитатель или учитель – это больше чем просто везенье, – считает воспитатель ДОУ № 8 Людмила Семиколенных. – Это друг, за которым хочется идти, подражать ему во всём. Такая личность должна встретиться на пути каждого ребёнка. К счастью, в моей жизни такие люди были, что и определило мою дальнейшую судьбу.

Людмила всегда стремилась быть похожей на свою первую воспитательницу, и профессию выбрала соответствующую, поступив в Слободское педучилище.

– Чтобы не познать горький вкус педагогических ошибок, надо совсем немного: быть искренним, верить в своё призвание, замечать и уважать каждого ребёнка, – считает она. – Принимать малыша таким, каков он есть, не подавляя его личности, самостоятельности, активности, одинаково любить шумного и тихого, послушного и капризного, любить на том простом основании, что все они – дети. То есть главная задача – давать ребёнку возможность быть самим собой.

Энергичная, тактичная, доброжелательная, пользуется уважением и любовью детей, хороший педагог и отличная мама, воспитывающая двух дочерей – именно так о Людмиле Владимировне отзываются коллеги и родители её воспитанников.

– «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – истину эту знают все. Ещё более актуально это в отношении детей. Только им, – с улыбкой продолжает Людмила Владимировна, – кроме того, чтобы увидеть, ещё нужно потрогать, пощупать, понюхать, попробовать на вкус и на зуб. Детсадовский возраст – период повышенного любопытства и этим нужно грамотно воспользоваться, чтобы направить его в нужное русло, развить в малышах любознательность и желание учиться.

Не случайно на протяжении пяти последних лет Людмила работает над темой «Детское экспериментирование как способ обучения».

– Это расширяет опыт ребёнка, обогащает его память, учит размышлять, анализировать, что является прекрасной «зарядкой для ума», – уверяет педагог. – Очень эффективны творческие занятия с использованием современных развивающих технологий, моделирования. И результаты, которые показывают дети уже в подготовительной группе, а потом и в школе, не могут не радовать.

Как всё живое тянется к доброму и светлому, так и дети любят тех, кто проявляет к ним материнскую заботу. В этом ещё раз убеждаешься, наблюдая, как ребятня облепляет любимого воспитателя со всех сторон, стараясь поделиться с ней секретами, просто обнять или получить одобрение.

– Стремлюсь создать для своих малышей атмосферу любви и радости, сделать их жизнь интересной и содержательной, – делится Людмила Владимировна. – Жизнь в детском саду, ежедневное прикосновение к этому волшебному и чудесному миру детства приносит много радости. Это то, чего другая профессия мне бы, безусловно, никогда дала. И с каждым годом всё больше убеждаюсь в правильности выбора профессии.

Наталия Попова, «Наш новый Север»

Отправить комментарий