На экране монитора комплексной системы управления воздушными полётами «Альфа» мигает и движется хорошо заметная точка. Это – «опознанный» радиолокаторами самолёт, вылетевший из Усинска в Сыктывкар меньше десяти минут назад. Усинские авиадиспетчеры будут вести его на всём протяжении контрольной зоны, вверенной им в управление.
Такая у них задача – работая на земле, отвечать за безопасность в небе. Именно авиадиспетчеры, находясь за пультом управления, задают пилотам в воздушном пространстве пути следования.
Начальник службы движения Усинского центра обслуживания воздушного движения (УЦ ОВД) Юрий Лукьянов показывает чёрно-белые фотоснимки. Это уже стало историей: диспетчерский пункт, оборудованный индикатором локатора с тубусом – специальным конусом, затемняющим экран при ярком свете дня, молодые диспетчеры за работой. С 1994 года, когда, как и по всей стране, центр ОВД был выделен из состава Усинского аэропорта и стал самостоятельной структурой, здесь многое изменилось. Со временем была проведена модернизация диспетчерского пункта, рабочие места автоматизированы современной системой управления воздушным движением. Но неизменными остались принципы работы и костяк коллектива. По сей день в службе движения УЦ ОВД трудятся А. Батманов, В. Шокин, А. Скосарь, В. Кузьпелев, М. Попов, начинавшие работать здесь ещё в 70-80-е годы.
Стать диспетчером по управлению движением воздушных судов немногим легче, чем пилотом: их тоже готовят в специализированных учебных заведениях, поступление куда предваряет медицинская комиссия. Инспекции, сертификации, комиссии – с ними люди этой профессии сталкиваются на протяжении всей трудовой деятельности. Их способность принимать верное решение, от которого зависят человеческие жизни, проверяется постоянно. Однако своё мастерство они доказывают и без обязательных проверок: каждый из них ежедневно проводит за диспетчерским пультом по семь часов, обеспечивая безопасность пилотов и пассажиров.
Начало каждой новой смены начинается с подробного инструктажа, включающего данные аэродромной, штурманской, ратиотехнической, метео- и электрослужб аэропорта. Температура, направление ветра, влажность, облачность, данные по курсу взлёта и посадки, коэффициент сцепления полосы, безопасные высоты… Сотни цифр, данных, сводок анализируются и передаются авиадиспетчерами в эфир, и от того, насколько полной информацией обладают «небесные регулировщики», зависит качество их работы, способность в случае необходимости подсказать пилотам верный выход из внештатной ситуации и обеспечить безопасность тех, кто движется по воздушным маршрутам.
– В большинстве своём возможные аварийные ситуации и причины, которые могут к ним привести, а также пути их решения, детально прописаны в нашей технологической документации, – говорит Юрий Геннадьевич, – но не всегда всё идёт, «как по учебнику». Когда вдруг отказывают системы и механизмы, очень многое зависит от «человеческого фактора» – мастерства экипажа, диспетчеров.
Год назад у следовавшего над территорией нашей республики ТУ-154 отказали бортовые системы электроснабжения. Отключились приборы высоты, движения, курса, пропала связь с землёй. То утро для дежурной смены Усинского центра ОВД началось с приёма срочной информации от сыктывкарских коллег – о том, что аварийный борт следует без связи со снижением в направлении Усинска. Экипаж «тушки» тем временем в условиях низкой облачности перешёл на «визуальный полёт». Не имея показаний приборов, ориентируясь только на вид из кабины, пилоты искали взлётно-посадочную полосу для экстренного приземления. Ближайшей была усинская, и, судя по траектории движения воздушного судна, именно Усинск и искал экипаж аварийного ТУ-154. Терпящий бедствие борт здесь ждали: диспетчер обнаружил его на экране радара, и всем службам аэропорта поступил сигнал «Тревога». Но «окно» среди облаков появилось только в двухстах километрах от города, над Ижмой, которая и стала для самолёта спасительной гаванью.
Сегодня зона ответственности Усинского центра ОВД – это воздушное пространство площадью в 33 тысячи квадратных километров, ограниченное с севера Нарьян-Маром и Харьягой, с востока – Интой, с юга – Печорой и с юго-запада – Усть-Цильмой. Здесь на высоте до полутора тысяч метров под управлением авиадиспетчеров Усинска находятся самолёты и вертолёты девятнадцати авиакомпаний. С начала весенне-летнего периода 2011 года, а это самое напряжённое время и для диспетчеров, и для всех работников аэропорта, только с аэродрома уже было осуществлено более 1 700 рейсов. В благополучном приземлении и взлёте каждого из них есть и заслуга специалистов службы движения Усинского центра ОВД.
– Наш коллектив – это сплав опыта и молодости, – говорит о своих коллегах Юрий Лукьянов, – стараемся и традиции сохранить, и идти в ногу со временем.
Третий год в службе движения работает Надежда Турьева. Молодой специалист, выпускница Санкт-Петербургского лётного училища, продолжает династию: папа Надежды тоже работает диспетчером, а мама одиннадцать лет сопровождала рейсы в качестве бортпроводницы. Летом Надя сдала экзамены на знание английского языка четвёртого уровня по требованиям международной организации гражданской авиации ICAO. Так что теперь вполне может стать диспетчером рейсов международных сообщений. Но это – в перспективе. А пока Н. Турьева набирается опыта в Усинске, в коллективе, в котором, по её признанию, работается очень комфортно.
Сегодня, 20 октября, специалисты Усинского центра обслуживания воздушного движения и их коллеги отмечают профессиональный праздник – Международный день авиадиспетчера. Благополучия вам, безаварийной работы и всегда штатных ситуаций в непростом деле управления воздушным движением!
Вот интересно замужем или нет?
Присоединяюсь к поздравлениям коллеги!
Какая Красотка!))
Эмо)))
Началось, школота озабоченная, вам что тут сайт знакомств
ну вот будем ждать, пока тут появится...может и напишет))
Гугусик ты не прав!!! и вообще налетели вороны
Моё!!! Ах какая женщина!!! мне 25, вес 75, рост 1.80- состоятельный крот!!! квартира в Усинске в Питере!!! машины пока нет, но мы купим!!! образование высшие!!! не пью не курю!!! готов к супружеской жизни на 100%- с тобой!!!
Надежда!!! вы земной мой компас!!! ответьте!!! я жду
для Жених-Зигфрид
а что ж ты в инете тут напал на нее? че на улице мало красивых девушек?
или у тебя какие то проблемы?
для 777: На улицах пока не встречал
No problem!!!
для Ваше Имя
ОЛОЛО? причем тут ЭМО? раз девченка в розовом, то все - она эмо? что за бреееед вообще
Испания, белые шорты, красота!!!
Сегодня 19 октября)))))
Скоро совсем большая!!!
ого сколько комментов за обед)))))), в контакте искал нет её)))))
для Ann
Шютка била що ты не понимаешь чтоль))
Эта красотка работает со мной!!! Надежда - ты супер!!! А вам, пацаны, только облизоваться остается!!!
Супер Мужик это тот который на фото? и собственно >Супер< это к чему? меня интересует женский пол.
ЭЭЭ поосторожнее там!!! Да, я супер мужик!!! К сожалению, я в тот момент отсутствовал (((( поэтому на фото не попал. А Надежда, девушка класс, вряд ли вам повезет.
для Супер Мужик
а тебе повезло?))
Госпиди, вы в своей деревне как буд-то баб не видели. Хахха))))
Надюшка, ты классно выглядишь, звездочка наша!!!
для Ваше Имя
Повезло оч оч оч!!!
для Дефачка
Завидуй молча, когда другим комплементы делают!!!
девка, только не ошибись в выборе квальюрев, слишком уж они облизываются. Удачи тебе во всех начинаниях. Ура!!!
для Супер Мужик
ну я рад за тебя!, береги звёздочку!)
Я имел ввиду с такой коллегой, как Надежда, повезло. Хотите завоевать ее сердце? Вперед, дерзайте!!!
На штурм!!! для Супер Мужик: повезло вам там всем однако!!!
А то, у нас представительниц прекрасного пола на пальцах сосчитать можно, зато какие )))
Не слишком ли расхваливаете вашу звездочку, то еще нос задерёт и не будет признавать никого из коллег (мужчин) и также подруг.
для Супер Мужик ктож у вас такие представительницы прекрасного пола что на пальцах сосчитать можно познакомь или перечисли буд ждать ответа
Неа, не слишком. Надежда, к счастью, не страдает "звездной болезнью". Она у нас хорошая!!! Ну все прекращаю свою писанину, все, что хотел, сказал.
С праздником! От Вашей грамотной и нами незнакомой работы зависят многие жизни, так что наслаждайтесь праздником и не обращайте внимание на форумных тролей.
Надюха всё так же красива )
Надюшка, не только красавица, но и умница!!! А, с эмо ребят это вы выдали, долго смеялась)))
Завтра наш праздник, Всем коллегам спокойных смен и чистого неба!!!
Эта Женщина!!! заслуживает счастья!!! я сказал!!! мы скоро встретимся!!! вылетаю!!!
Фотографа на свадьбу пригласить не забудьте.
Олег ты шТоль???
Столько внимания и теплых слов-очень приятно,спасибо :)Сегодня день Авиадиспетчера! Поздравляю всех коллег с нашим праздником! Желаю:что бы колличество вылетов совпадало с колличеством посадок! Летной погоды!Регулярных рейсов! И,всегда,приподнятого настроения!!!
Надюшка и весь наш состав службы движения, от имени поздравляю ВАС ВСЕХ с Вашим праздником, будьте счастливы, здоровья и неба безоблачного, благополучия в семьях.
Слышь, господа с непонятками о чём речь, давайте без пафоса.... Коллега всётаки...
Интересная тема! Классный материал! Отличная фотка!
тоже мне новость нашли (( што северная нефть што этот аэродром одни пиаршики там и никто работать не хочет. ты не могла надеть деловой костюмчик и выглядела бы не как девчонка. тут у нас не такое уж и оживленное небо шоб вот так вот отслеживать каждую консервную банку, кроме того авиалайнеров нету нихрена, одни кукурузники(( делайте что хотите , я молчу
По-моему её отфотошопили...
Отправить комментарий