...Это место едва не стало стихийной городской свалкой. Здесь, неподалеку от усинского поселка Парма, когда-то располагался совхозный свинарник. Но в рыночные времена выяснилось, что свинину в Усинск проще завозить из Дании и Бразилии — и мясное производство тут захирело. А отворотку с асфальта, что вела к свинарнику, стали использовать в качестве свалки. Болотистую территорию быстро завалили строительным мусором, бытовыми отходами, бумажной и пластиковой упаковкой.
Такие стихийные свалки сегодня, увы, можно встретить едва ли не в каждом уголке бескрайнего Севера: в красивейших борах, в тундре, по берегам рек — всюду, куда только способен добраться homo sapiens. Говорят, эти свалки — отражение экономических проблем, нехватки оборудованных территорий, отсутствия современных способов утилизации. Но они отражают еще и состояние умов нынешнего поколения людей, ощущающих себя временщиками на северной земле.
Водительское братство
Несколько лет назад предприниматель Николай Такаев пришел с единомышленниками на это болотистое замусоренное место. А сегодня мы идем с ним по сухой, обихоженной территории современного предприятия «Фарн», вдоль выстроенных по линейке большегрузов. Чистота здесь такая, что даже случайно оброненный кем-то окурок заметен за десятки метров. Некурящий Николай поднимает такой «бычок» и выбрасывает в урну. Видно, как гордится он царящими здесь чистотой и порядком.
Мы проходим мимо очередного, сверкающего новой краской КамАЗа. Водитель в замасленном комбинезоне останавливает начальника:
— Николай Зимолетович, кружку захвати.
Позже мне рассказали, что эту кружку Такаев регулярно забывает на колесе большегруза. У него традиция — о делах своих дальнобойщиков узнавать во время коротких чаепитий с водителями прямо возле машин. Процедура эта часто заменяет планерки в кабинете. Но это не панибратство. Скорее — водительское братство.
— Пойми, — объясняет Такаев, — с этими ребятами я начинал с нуля, имея на балансе всего один старенький КрАЗ. Были сложные времена. Но большинство из старожилов компании ежегодно приезжают в Усинск, чтобы работать именно у нас. Конечно, и заработки в «Фарне» сегодня достойные, и условия работы стараемся улучшать. Но я считаю: предприятие цементируют не деньги, а тот дух товарищества, который возник у нас еще тогда, когда грузовики приходилось ремонтировать под открытым небом, в стужу и ветер...
За старшего
Такаев, по северным меркам, почти коренной усинец. Родители переехали сюда, когда он был еще подростком.
Переезд дался отцу Николая очень тяжело. В своем селе Зимолет Николаевич был уважаемым, известным человеком. На нем держалось большое крестьянское хозяйство. Все это пришлось в одночасье бросить на произвол судьбы. Дело в том, что старинное осетинское село располагалось на территории Чечни. А в начале 90-х, еще до создания «независимости Ичкерии», семьи «русскоязычных» стали выдавливать из республики.
В Усинске семья беженцев Такаевых получила общежитие. Отец и мать нашли работу. Но жизнь на новом месте оказалась трудной и горькой.
Николай, воспитанный в осетинских традициях глубокого уважения к отцу, еще школьником стал делать все, чтобы помочь семье выбиться из нужды. В 8 классе он после уроков ходил с братом на железнодорожную станцию разгружать вагоны. Потом и вовсе бросил школу, чтобы оставалось больше времени на работу. Доучивался он уже в вечерней школе.
Ради семьи ему пришлось пожертвовать учебой и еще раз. В 16 лет Николай поступил в Пермское военное летное училище. Но вскоре оставил учебу и вернулся в Усинск. Он не представлял, как родители смогут обходиться без него долгих пять лет.
...Мы едем с Николаем по городу. Почти ежеминутно он отвечает на телефонные звонки. Пару раз, услышав голос в телефонной трубке, переходит на осетинский. А закончив говорить, объясняет: «Звонила мама, она хлопочет о дальнем родственнике, который у меня работает. Просит, чтобы ему выделили новую машину. Говорю: мол, если будет хорошо работать — получит... Я ведь сегодня в нашем большом семействе за старшего. И мама постоянно просит помогать тем, кому это сегодня нужно».
Этот разговор по телефону, похоже, ключ к пониманию взаимоотношений Такаева-бизнесмена с его делом и окружающими людьми. Еще мальчишкой, взвалив на себя ответственность за собственную семью, он и в бизнесе многое строит отнюдь не по законам рынка, а по модели большой осетинской семьи, где старший отвечает за младших.
Билет в бизнес-класс
Это качество характера — отвечать за всех — у Николая проявилось в первом же его крупном бизнес-проекте.
Вернувшись не солоно хлебавши из Перми, Такаев поступил в Усинское училище № 36 на слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики. Закончив его, работал на 51-й буровой. Но когда в конце «лихих 90-х» в «Коминефти» началась «черная полоса» и большинство нефтяников перевели на неполную рабочую неделю, Николай ушел с производства. Денег буровикам тогда практически не платили. А у Такаева была вполне взрослая мечта — заработать, чтобы купить родителям квартиру. И он с головой окунулся в предпринимательство. Занимался торговлей хозтоварами, в поисках надежных поставщиков мотался по стране на поезде.
И однажды в вагоне ему пришла в голову мысль: все жители Усинска, за редким исключением, — пассажиры железной дороги. А приобрести билет в городе — настоящая проблема, приходилось ездить на вокзал, расположенный в нескольких километрах. И Такаев решил открыть первые в Усинске железнодорожные кассы.
Неизбалованные железнодорожным сервисом усинцы быстро оценили новую услугу. Кассы стали приносить молодому предпринимателю неплохую прибыль. Но в отличие от скороспелых бизнесменов, тратящих шальные деньги на дорогие авто и костюмы, Такаев вкладывал прибыль в новое дело — он задумал создать транспортную компанию.
— С одной стороны, я понимал, что со временем в сфере продажи билетов возникнет конкуренция, прибыль упадет, — вспоминает Николай Зимолетович. — И в самом деле, вскоре в городе появилось множество коммерческих касс. С другой, у меня у самого душа всегда больше лежала к производственной деятельности. И я решил продать кассы, чтобы заняться перевозкой грузов.
Покупатель нашелся быстро, в цене сошлись. Но Такаев поставил перед новым владельцем одно «нерыночное» условие — сделка состоится, если новый владелец даст обещание сохранить весь коллектив.
— Приглашая людей на работу, я давал им определенные гарантии стабильности, — объяснял Такаев. — И потому обязан думать о том, что будет с этими людьми, когда я уйду.
Рейс длиною в зиму
Это же отношение к коллегам как к членам производственной семьи Такаев демонстрирует и в созданной им транспортной компании «Фарн».
Производство, возникшее «в чистом» поле, напоминает социалистическое предприятие. Почти одновременно с ремонтными цехами Такаев построил рабочую столовую, похожую на уютное кафе. Рабочих, приезжающих в «Фарн» из разных уголков России, селят в хорошую гостиницу, где человек в любое время может комфортно отдохнуть, приготовить для себя ужин, посмотреть спутниковое ТВ.
При виде евроотделки водительских «номеров» возникает вопрос: «Зачем?» Ведь работа у транспортников сезонная. Дорог круглогодового действия в Усинском районе — кот наплакал. Большинство грузов на буровые, нефтепромыслы приходится доставлять по зимникам. А они могут действовать всего несколько месяцев. Поэтому и приходится использовать транспорт на «всю катушку».
Опытные дальнобойщики Юрий Маркин и Игорь Громов рассказали мне, что в течение всей зимы двигатели автомобилей работают без остановки. Водителям почти все это время приходится жить в кабинах КамАЗов. До гостиницы ли тут и столовой?
— Но чтобы так работать, мы должны несколько месяцев готовить транспорт, — возражает Такаев. — Поэтому задолго до зимы в Усинск после отпусков приезжают наши шоферы. И скрупулезно, деталь за деталью, перебирают свои машины. В это время мы обязаны обеспечить им нормальные условия быта. Да и зимой теплый дом, который ждет тебя после рейса, уютная столовая — залог нормальной работы.
Сегодня транспортная компания Такаева в Усинске пользуется безупречной репутацией. Руководитель буровой компании «Эриэл нефтегазсервис» Хабиб Латипов так объяснил свое тесное партнерство с Такаевым:
— Наше предприятие специализируется в предоставлении сервисных услуг предприятиям нефтегазовой отрасли. Поэтому мы хорошо представляем себе, что такое высококачественное транспортное обеспечение. Пользуясь услугами «Фарна», мы убедились в высоком профессионализме усинских транспортников. Для них выполнение контракта — дело чести.
Всерьез и надолго
Более четырех лет назад усинцы избрали Николая Такаева своим депутатом. Кстати, это было уже второе его участие в выборах. В первый раз на выборы он пошел совсем юным, по политическим меркам, кандидатом. Тогда он проиграл опытному сопернику буквально несколько голосов. Но на следующих выборах — выиграл у него же.
И дело не в каких-то предвыборных технологиях. Просто за это время многие усинцы хорошо узнали молодого предпринимателя. Ведь Усинск — город маленький. Плохое тут спрятать невозможно. Но и то доброе, что делает человек на своем месте, не остается незамеченным. Минувшей весной усинцы вторично избрали Такаева в Совет города. А депутаты в свою очередь выдвинули Николая заместителем председателя Совета Усинска.
Сегодня он один из наиболее активных представителей депутатского корпуса. Такаев не боится ставить перед администрацией города, перед коллегами самые острые вопросы развития коммунального, транспортного развития Усинска. Его мобильный телефон известен большинству избирателей. Депутатская деятельность молодого предпринимателя замечена и руководителями парламента Коми: недавно Николая Такаева наградили Почетной грамотой.
— Я верю в Север, — говорит он. — Для меня это отнюдь не место временного проживания, а мой дом. И в этом доме хочется все делать всерьез и надолго.