«Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте, в пятой роте, на левом, при жестоком налёте. Я не слышал разрыва, я не видел той вспышки – точно в пропасть с обрыва, и ни дна, ни покрышки. И во всём этом мире, до конца его дней, ни петлички, ни лычки с гимнастёрки моей…».
Это – строчки из известного стихотворения Александра Твардовского, посвящённые одному из самых жестоких сражений начала Великой Отечественной войны – битве за Ржев в августе 1942-го. А ещё это стихотворение принято считать исповедью солдат – убитых и пропавших без вести на полях сражений самой кровопролитной войны в истории человечества.
Только по приблизительным подсчётам за период с 1941-го по 1945 год наша страна потеряла убитыми и умершими от ранений 6,3 миллиона военнослужащих. И ещё 4,5 миллиона – пропавшими без вести. Среди них – умершие в госпиталях, осуждённые к расстрелу приговорами военных трибуналов, попавшие в плен… В числе пропавших без вести люди оказывались по самым разным причинам. Их родственники при этом пребывали в неведении о судьбе отцов, мужей и сыновей – «похоронки» о месте и обстоятельствах гибели им не отправляли. Сухая фраза извещения «пропал без вести» – это всё, что у них было. Те же, кто получил в своё время весточки о гибели родных, не всегда знали, где именно они похоронены – официальные письма военных лет отличались скупостью формулировок.
Ещё несколько лет назад на то, чтобы узнать о судьбе погибшего на фронте или пропавшего без вести родственника, понадобились бы месяцы переписки с Центральным архивом Министерства обороны РФ. Но сегодня осуществить это можно за несколько минут, достаточно знать точные фамилию, имя, отчество и год рождения воевавшего прадеда.
С 2007 года в открытом доступе в Интернете находится обобщённый электронный банк данных Минобороны РФ «Мемориал». На его сайте obd-memorial.ru опубликовано 13,7 миллиона цифровых копий документов о безвозвратных потерях Великой Отечественной и 42,2 тысячи паспортов воинских захоронений в Российской Федерации и за её пределами.
Списки эти в своё время заполнялись командирами подразделений после каждого сражения. По сути, сегодня это – главные документы времён Великой Отечественной по учёту воинских потерь.
Ольга, педагог: «На фронте у моей бабушки погиб младший брат Илья. Она всю жизнь его оплакивала, и не любила вспоминать о войне, говорить о своём горе. Знаю, что семья получила извещение о смерти Ильи, где сообщалось, что 17 сентября 1944 года он погиб смертью храбрых в звании ефрейтора во время боя на территории Литовской ССР. И всё. Бабушки уже давно нет в живых, и получается, что единственная ниточка, связывавшая нас с памятью о воевавшем родственнике, оборвалась. Но однажды я зашла на сайт «Мемориал», где ввела ФИО деда, и в ответ получила отсканированное изображение именного списка безвозвратных потерь личного состава 46-й Гвардейской стрелковой дивизии 135-го Гвардейского стрелкового полка. Под девятым номером там значился мой двоюродный дед. Сомнений быть не могло, совпало и имя, и год рождения, и место призыва. Но самое главное, что удалось узнать место его захоронения, о котором не сообщалось в «похоронке», – пятьдесят метров западнее деревни Бунга. И уже по этой информации мне удалось узнать о сражениях, в которых участвовали бойцы 46-й Гвардейской стрелковой дивизии, о воинских захоронениях в районе этой деревни, на памятной стеле одной из них и значится фамилия моего деда».
Благодаря ещё одному электронному банку данных Министерства обороны РФ – «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» podvignaroda.mil.ru – можно узнать об эпизодах военной биографии дедов и прадедов, вернувшихся с войны. Известный факт: многие фронтовики не любили вспоминать и уж тем более рассказывать о пережитом. Сегодня большинства «солдат 40-х» уже нет в живых, но ордена и медали, полученные ими за освобождение городов и сёл, могут многое рассказать о мужестве и героизме, а также о конкретных обстоятельствах, за которые были получены награды. На сайте «Подвиг народа…» собраны наградные листы периода Великой Отечественной войны.
Виктор Петрович, пенсионер: «Мой отец попал на фронт в первые дни войны, призвали его в армию в мае 1941-го. 22 июня, когда стало известно о нападении фашистской Германии, он принял воинскую присягу. А через пару месяцев уже участвовал в обороне Ораниенбаума, пригорода Ленинграда, вокруг которого в те дни начало сжиматься блокадное кольцо. За четыре года, что шла война, отец пережил многое – и блокаду, и штрафбат, и несколько тяжёлых ранений. Но вспоминать об этом категорически отказывался. Даже о том, за что получил две медали «За отвагу» и орден Великой Отечественной войны I степени, не рассказывал. Отца нет в живых уже почти сорок лет, а об обстоятельствах получения им наград я узнал только недавно. На сайте «Подвиг народа…» есть информация о его ордене и медалях с описанием боевых подвигов, за которые отец был представлен к награде. И всё это подтверждено приказами командования. А ещё я узнал, что орденов на самом деле было два – приказ о награждении орденом Красной Звезды был подписан 14 февраля 1945 года, но за несколько дней до этого отца тяжело ранило в одном из австрийских городков. Лечился он в госпиталях до 1946 года, поэтому, видимо, награда и затерялась. Теперь моя задача в память об отце добиться через Министерство обороны РФ возвращения ордена в нашу семью».
Слова «Никто не забыт, ничто не забыто» давно стали крылатыми. Их произносят, говоря о подвиге нашего народа, выстоявшего в нечеловеческих испытаниях. Но для того, чтобы эта фраза обрела свой истинный смысл, хранить память необходимо о каждом воине, прошедшем фронтовыми дорогами Великой Отечественной. И это в наших силах. Ведь сегодня узнать о военной судьбе своих предков при желании может каждый.
Отправить комментарий