В августе 2013 года на главной площади Усинска возродили городскую Доску почета. Ее украсили фотографии 24 заслуженных и уважаемых в нефтяной столице Коми граждан, представляющих различные предприятия и учреждения города.
В их числе – педагоги, медики, водители, работники полиции и сферы культуры и, конечно же, нефтяники. А среди последних – представитель «ЛУКОЙЛ-Коми», заместитель Генерального директора Общества по геологоразведке Андрей Алексеевич Алабушин.
Казалось бы, общественное признание заслуг в развитии предприятия, города, всей Тимано-Печоры открывает новые, куда более обширные горизонты профессиональной деятельности. Но уже через три месяца, 20 ноября, Андрея Алексеевича не стало. Причиной безвременного ухода из жизни явилась тяжелая и продолжительная болезнь, от которой он так и не смог оправиться. Теперь память о нем хранят в своих сердцах его родные и близкие, друзья и сослуживцы. А еще – фотография на городской Доске почета.
ГОРЕЧЬ УТРАТЫ
Геологи – люди особенного склада характера, закаленные, мужественные и искренние. Одержимые идеей в достижении главной цели – открытии новых месторождений полезных ископаемых – они обычно трудятся на стыке науки и производства. Именно таким, геологом от Бога, и был Андрей Алабушин.
– Профессионалов отрасли такого калибра в стране – буквально по пальцам пересчитать. Он был начальником, но обладающим редкими человеческими качествами, – рассказывает ведущий геофизик отдела геологоразведочных работ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Сергей Лыгин, часто общавшийся с Андреем Алексеевичем непосредственно в производственных процессах. – Его уважали, любили и, в известном смысле, побаивались. Он выступал неким центром притяжения, вокруг которого все буквально кипело. Подчиненные как бы погружались в некую ауру, которая возникала вокруг него.
А еще, по словам Сергея Константиновича, А. Алабушин умел отдавать настолько грамотные распоряжения, что не требовалось переспрашивать и уточнять детали. Если им ставилась какая-то конкретная задача, то при этом назывался целый набор инструментов, с помощью которых можно было ее решить.
– Иногда мы ловили себя на мысли, что во многом копируем его. А это очень ценное и редкое качество руководителя, – подчеркивает С. Лыгин.
В своей последней должности А. Алабушин сумел реализовать весь свой профессиональный потенциал. При его непосредственном участии геологоразведка в «ЛУКОЙЛ-Коми» поднялась на качественно иной уровень: открывались новые месторождения, внедрялись передовые технологии, а поисковые скважины попадали точно в цель. Он был полон грандиозных планов, и потому еще сильнее горечь от его утраты.
ВЕЛИЧАЙШЕЕ ОТКРЫТИЕ
Успешная профессиональная карьера А. Алабушина складывалась из многих составляющих. Однако, прежде всего, руководство Общества ценило его как геолога-первооткрывателя.
Сейчас, например, много говорят о Восточно-Ламбейшорском нефтяном месторождении, которое специалисты считают самым крупным открытием «ЛУКОЙЛ-Коми». Но мало кто знает, что это целиком и полностью детище Андрея Алексеевича. За его открытие он был награжден Почетным знаком первооткрывателя месторождения, что является профессиональным отличием в геологии, учрежденным Министерством природных ресурсов РФ. К сожалению, эту награду получала уже его семья.
Так вот, Восточный Ламбейшор оказался крупнее такого же перспективного Баяндыского месторождения. Его разработка сегодня осуществляется без применения погружного глубинного оборудования, в фонтанном режиме, что значительно экономит текущие затраты. Довольно солидные извлекаемые запасы – 27 млн тонн – делают этот объект поистине уникальным. Больше того, по результатам исследований Восточного Ламбейшора и Баянды, геологи Общества стоят сегодня на пороге открытия очередного месторождения – Южно-Баяндыского.
– Все решения по поискам этих месторождений принимались, в первую очередь, Андреем Алексеевичем, – рассказывает начальник отдела недропользования ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Михаил Куш. – Рассмотрение и утверждение доказательной базы, ответственность за «последнее слово» ложится именно на руководителя его уровня.
Как пояснил Михаил Дмитриевич, А. Алабушин умел принимать безошибочные решения, полагаясь, прежде всего, на свою феноменальную геологическую и фотографическую память. Просто посмотрев на карту, он мог сказать, когда и в каких местах бурилась та или иная скважина, на какой проектный горизонт и какой дебит был из нее получен. Из всех объектов, которые предлагались к разработке, с ходу называл те, к которым стоит присмотреться тщательнее. А еще его мнение, помимо памяти, опиралось на богатейший опыт, который был приобретен во время работы в «ПечорНИПИнефти» – профильном институте Тимано-Печоры. В те годы он изъездил, исходил едва ли не всю территорию нефтегазоносной провинции. Имея доступ к документам, он также благополучно «фотографировал» их и откладывал в своей памяти. А потом успешно применял эти знания на практике.
А еще, обладая дипломатическим чутьем, он был отличным «переговорщиком»: умел договариваться, убеждать, идти на разумный компромисс в достижении поставленной цели.
КОГДА РОДИНА НЕ ПРОСТО СЛОВО
Конечно, Андрей Алабушин не сразу стал успешным геологом и руководителем. Его биография очень похожа на судьбы подавляющего числа людей того поколения. После школы – производство, затем – служба в армии, снова возвращение на завод, учеба в вузе и новый этап в жизни, связанный с окончательным выбором своего профессионального пути.
Родился он 28 января 1954 года в поселке Водный Ухтинского района. В 1973-м окончил Ухтинский горно-нефтяной техникум. Трудиться начал годом ранее: слесарем по ремонту промыслового оборудования, затем – помощником бурильщика, лаборантом, оператором по исследованию скважин. С 1980-го, едва окончив Ухтинский индустриальный институт, на 15 лет связал свою судьбу с институтом «ПечорНИПИнефть», где прошел путь от рядового инженера до заведующего лабораторией поисковой и разведочной геологии.
В 1995 году Андрей Алексеевич решил применить свой богатейший опыт на практике, непосредственно в нефтедобыче: был главным геологом в ОАО «Ухтанефть», затем работал в аналогичной должности в ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». В январе 2008-го перешел на место заместителя Генерального директора Общества. Удостоен ряда высоких ведомственных и отраслевых наград, в том числе имеет звание «Заслуженный геолог Российской Федерации», награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Сотрудники называют своего бывшего руководителя патриотом: коллектив предприятия, Компания, Родина – для него не пустые слова. Он всегда помнил о специалистах, вышедших на пенсию, причем знал их поименно. Когда, например, приближалось очередное празднование Дня нефтяника или Дня геолога, мог, не заглядывая в блокнот, составить целый список бывших коллег, которых необходимо было поздравить или пригласить в гости. И при этом всегда повторял: «Они заслужили такое к себе отношение, потому что внесли свою лепту в выявление и освоение кладовых Тимано-Печоры».
Рассказывая в средствах массовой информации о перспективах развития геологоразведки на предприятии, он всегда отмечал заслуги коллег.
– Главное – в нашем коллективе трудятся настоящие профессионалы, проделывающие огромную кропотливую работу, от результатов которой, в конечном счете, зависит будущее «ЛУКОЙЛ-Коми», – подчеркивал Андрей Алабушин в одном из последних интервью корпоративной газете «Северные ведомости».
ДУША КОЛЛЕКТИВА
О его профессиональной деятельности знали многие. Но чем жил этот неординарный человек в остальное время, какие планы вынашивал, какими были его чисто человеческие желания?
– Его любимое занятие – выезд на природу, – рассказывает Михаил Куш. – Он любил в отпуске отдыхать «активно» – сплавляться по реке, совершать прогулки по лесу или проводить время с удочкой на берегу озера.
По рассказам сослуживцев, Андрей Алабушин с детства и чуть ли не до последнего времени играл в хоккей, участвовал в других спортивных состязаниях. При этом он был не просто начальником, но душой коллектива, человеком с широким кругозором и высокой культурой общения. Он умел отстоять перед высшим руководством мнение и свое, и подчиненных. А это дорогого стоит. Но главное, он смотрел на окружающий мир сквозь призму своего внутреннего восприятия, где царили не формулы и расчеты, а непередаваемое никакими цифрами наитие. Это качество помогало ему обращать внимание на такие характерные детали, которые обычный человек обязательно упустит. Например, взглянув однажды на картину своего сотрудника, он по едва уловимым перепадам цвета воды, заводям, торчащим то здесь, то там корягам и т. д. сразу выдал свое резюме – а в этом озере, пожалуй, есть рыба. Для автора это было высшей оценкой его творения.
Идей, энергии и тепла Андрея Алексеевича хватало на всех. Так, на День геолога вся служба, а это порядка 40 человек, вместе с детьми любила выезжать на арендованную турбазу. И он, как никто другой, умел организовать отдых такого большого количества людей с пользой для них. Природа, уха, шашлык и здоровое веселье – в этом находил Андрей Алексеевич отдушину после напряженных трудовых будней.
– Однажды он попросил меня написать большую картину, на которой были бы запечатлены все сотрудники службы, – вспоминает Сергей Лыгин, на досуге занимающийся живописью. – Хотел, чтобы она постоянно напоминала ему о коллегах, потому что для него каждый подчиненный был значим.
Тогда Сергей Константинович честно ответил, что не сумеет выполнить просьбу. Однако подарил Андрею Алексеевичу то полотно, с озером, в котором, по мнению геолога от Бога, должна водиться рыба. Чтобы рядом с ним всегда была тихая заводь, где есть место душевному отдыху, любимому делу и спокойствию мыслей.
Поистине, человечным остается тот руководитель, который помнит, что на самом деле он такой же простой человек, только с несколько большими возможностями. Андрей Алабушин был именно таким. Неслучайно, когда пришло страшное известие, многие сослуживцы не стеснялись своих слез.
Антонов на сейчас кажется лучший геолог уже. Жив ли Фролов, наставник его, с Жирновска.
Отправить комментарий