Дважды… сирота. Или почему усыновленных детей снова возвращают в детские дома

15 апреля 2014 - 18:10

Ежегодно в детские дома Республики Коми из приёмных и опекунских семей возвращают по шестьдесят и более детей – в 2010 году вернули 81 ребёнка, в 2011 – 65, в 2012 – 62, в 2013 – 80. При этом практически треть случаев приходится на повторный возврат.

Бывают приемные лучше родных

«Родительство – это жертва. Но она может быть счастливой. Нет большей радости и смысла, чем служить ближнему, тому, кто нуждается в твоей помощи».
Владыка Пантелеймон (Шатов).

Шестилетняя Карина, малышка с огромными карими глазами и копной курчавых смоляных волос, росла тихим ребёнком. Особых хлопот воспитателям не доставляла, в садике была наравне со сверстниками, а в чём-то даже смышлёнее. Не по возрасту сдержанная и отзывчивая. Единственное, что меняло девочку до неузнаваемости, когда задира Колька, сынок какого-то начальника, дразнил её детдомовкой. Тут кроху, которая была гораздо меньше обидчика, приходилось держать воспитателю и нянечке.

Родителей Карины лишили родительских прав и четырёхлетнюю малышку отправили в Детский дом. Здесь ребёнок не сразу, но оттаял, почувствовал, что вокруг друзья, готовые позаботиться, что кроме неё тут несколько десятков мальчишек и девчонок, вполне радостных и добродушных, которые вдруг стали называть её сестрёнкой. Выходит, жизнь не такая уж суровая штука, раз есть в ней друзья, праздники и подарки, завтраки-обеды и даже вкусные пироги!

Так и получилось, что именно здесь малышка почувствовала себя в семье и готова была защищать свой дом всеми доступными способами.

Карине было семь, когда в её размеренной жизни появились тётя Лена и дядя Олег. Поначалу они приходили к ней в гости в Детский дом, потом стали приглашать к себе на выходные, на каникулы, как-то втроём съездили на море. Это был замечательный отдых, с аквапарком, катанием на лошадях, аттракционами, мороженым и янтарным песком на пляже. Мало-помалу в лексиконе Карины стало всё чаще появляться слово «мы». И однажды наступил момент, когда девочка стала жить в семье приёмных родителей. Складывалось всё вполне благополучно. Бездетные Елена и Олег старались дать девочке всё, окружали заботой и вниманием, беспокоились не только о физическом, но и творческом развитии. Они не скрывали от Карины, что являются для неё приёмными мамой и папой, но доказывали делом, что любят её, как родную. Уже через полтора года девочка впервые произнесла самое дорогое для каждого человека слово.

Вышло это само собой: ей нужен был совет, как лучше сделать аппликацию. «Мам, как думаешь, если я цветок приклею посредине…». И обе застыли. Лена, едва сдерживая слёзы, обняла девочку, пробежалась пальцами по непослушным кудряшкам: «Да, доченька, так будет хорошо…». С того момента в их семье в обиходе появились слова «мама», «папа» и «дочка».

История имеет немало примеров, когда бездетные родители, усыновив сироту, неожиданно для всех оказываются «в ожидании чуда», будто Небеса посылают им благословение и вот уже они готовятся к рождению собственного чада. Так вышло и в нашей истории. Стоит ли говорить, что это событие круто изменило жизнь семьи? Когда родители сказали, что скоро у Карины появится сестрёнка, девочка испугалась: «А что если после рождения малыша она станет не нужной?». Ценой огромных усилий, благодаря искренности и мудрости родителям удалось развеять сомнения дочери и сохранить уверенность в том, что с рождением ребёнка для неё ничего не изменится.

Сегодня Карина уже студентка, встречается с молодым человеком, после получения диплома они намерены создать свою семью. Младшая дочка Олега и Елены – школьница, обожает свою сестру и старается во всём на неё походить.

Кто не справился – не виноват?

К сожалению, далеко не всегда подобные истории имеют счастливый финал. Не будь родители Карины достаточно тактичны, мудры и терпеливы, не найди они в своих сердцах любви для приёмного ребёнка, жизнь семьи, наверняка, пошла бы по другому сценарию.

Ведь рождение родного малыша, возможные конфликты между приёмными и кровными детьми и другие моменты очень часто становятся причиной возврата усыновлённых или взятых под опеку детей обратно в детский дом.

Что при этом испытывают дети, трудно даже представить. Негодование, злость, разочарование, обида на весь мир и на всех взрослых, которые вновь предали, вернули, как неподошедшую вещь в магазин…

Полученная душевная рана вряд ли когда-нибудь затянется, а степень психологического, морального ущерба не измерить. Что уж говорить о тех случаях, когда возврат происходит не один, а два-три раза?! Ребёнку приходится переживать трагедию снова и снова, возвращаться в стены Детского дома или привыкать к новому. Что поражает, часто отказываются от детей, расписываясь в собственном бессилии, близкие родственники – тёти, бабушки, сёстры. Объясняют свой шаг участники так называемой «вынужденной опеки» невозможностью справиться с трудностями переходного возраста, неоправданными надеждами, конфликтами в семье, переоценкой своих сил.

Так и появляется вторичное сиротство, современный социальный феномен со знаком «минус», который стал оборотной стороной вполне гуманной государственной политики, суть которой в желании каждому сироте или ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, дать семью.

Сама по себе идея, безусловно, замечательная и с ней трудно спорить, ведь грамотное воспитание, любовь и ласку родителей не заменят стены государственного учреждения и самые нежные воспитатели.

Однако, как показывает практика, далеко не всегда благие намерения и желание органов опеки реализовать букву закона и устроить малыша, оказавшегося без родительской заботы, в семью, приводят к желаемому результату.

Бывает так, что человек, увидев видеоролик социальной рекламы или фотографию малыша на сайте, настолько проникается идеей и загорается желанием взять его на воспитание, что такие категории, как способность стать ему настоящим родителем, принять ребёнка со всеми его проблемами, болезнями, психологическими и физическими особенностями, отступают на второй план.

Руководимый эмоциями и желанием осчастливить обездоленного ребёнка, отправляется он в органы опеки, собирает пакет документов, проходит психологическую подготовку, получает документ, подтверждающий готовность стать приёмным родителем. И полный радужных надежд, отправляется в Детский дом за малышом.

Что следует далее? Иногда ребёнок, увидев новоиспечённую «маму», а для него – чужого человека, готового увести его в неизвестность, устраивает истерику и наотрез отказывается идти на контакт.

Иногда проблемы дают о себе знать позже, когда «родитель» сталкивается с теми самыми трудностями, которые казались несущественными. И тогда приходит понимание всей трагичности поступка и невозможности в полной мере исполнять взятые на себя обязательства.

Учиться, учиться и ещё раз учиться!

Как избежать роковых ошибок в столь сложной сфере как приёмная семья, опекунство и усыновление?

Одно из ключевых условий – ещё на стадии зарождения отношений ребёнка и потенциальных опекунов (усыновителей) отсеять претендентов, чьи мотивы и побуждения, возможности и способности не дают ни малейшей уверенности в том, что ребёнку в этой семье будет хорошо, что усыновители смогут стать настоящими родителями и сумеют справиться со всеми сложностями.

А проблем самого разного рода будет немало и к этому нужно быть готовым, ведь у большинства воспитанников детских домов не всегда богатырское здоровье, интеллект вундеркинда и поведение ангелов.

Но даже подходящие по всем параметрам кандидаты, даже родственники, вознамерившиеся усыновить или взять под опеку ребёнка, нуждаются в специальной подготовке, пусть в последнем случае законодательство к тому и не обязывает.

С сентября 2012 года вступил в силу федеральный закон, вносящий изменения в Семейный кодекс РФ. Этим документом предусматривается введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, в регионах появились школы для потенциальных мам и пап.

Были они созданы и в нашей республике, в том числе и в Усинске – на базе отделения социальной помощи семье и детям ГБУ РК «ЦСЗН г. Усинска», больше известного как центр «Гармония».

В течение сорока часов, отведённых на занятия, кандидаты в будущие родители постигают особенности развития и поведения детей разного возраста, изучают правила адаптации ребёнка в новой семье и профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, получают знания из области конфликтологии, чтобы уметь разрешать непростые ситуации, и, конечно, повышают правовую грамотность.

В теории и на практике кандидаты в замещающие родители учатся ладить с детьми. Правда, практика – это всего лишь обыгрывание всевозможных житейских ситуаций, смоделированных психологом, и проходит она без участия детей. А, как известно, все сценарии предусмотреть невозможно, да и многое зависит от психологических особенностей самого ребёнка, соответственно, модель поведения, подходящая одному, окажется совершенно непригодной в отношениях с другим маленьким человеком.

Поэтому прямой контакт потенциальных родителей с ребёнком, которого они хотят усыновить или взять под опеку, крайне необходим, чтобы вместе они могли научиться общаться, дружить, принимать друг друга и, в конце концов, стать семьёй. Либо же на начальном этапе осознать, что желаемое и действительное в их случае – вещи несовместимые, поэтому с намерением взять малыша из детского дома стоит либо повременить, либо отказаться вовсе, чтобы лишний раз не травмировать ребёнка и предотвратить ситуацию, когда перед опекунами встанет вопрос: «А не вернуть ли его обратно? Мы абсолютно не подходим друг другу, да и родительство оказалось для нас непосильной ношей…».

Обрести семью поможет «ДОМ»

Именно эта цель – профилактика вторичного сиротства и предотвращение случаев возврата воспитанников в государственные учреждения интернатного типа – является основной в программе «ДОМ», разработанной педагогическим коллективом Детского дома № 4 г. Усинска.

Усинский «Дом детства» обладает в этой части прекрасным опытом. Как специалистам удаётся справляться с, казалось бы, неразрешимыми проблемами, что для этого предпринимается? Ответы на эти вопросы в виде широчайшего перечня мер вошли в основу разработанной специалистами учреждения программы, у которой даже название символично: «Д» – дети, «О» – отец», «М» – мама, а вместе – дом, семья. Кстати, это первый опыт создания такой программы на уровне республики.

Учитывая опыт, кадровый потенциал и имеющуюся уникальную методическую базу, Агентство РК по соцразвитию предоставило полномочия по сопровождению семей, которые берут под опеку или усыновляют воспитанников государственных интернатных учреждений, трём детским домам республики – Усинскому, Детскому дому № 1 г. Сыктывкара и специальному коррекционному Детскому дому села Усть-Вымь.

Понятие «сопровождение» в случае с деятельностью, которую будет осуществлять усинский «Дом детства» в рамках разработанной программы, имеет очень широкий контекст, предполагающий обучение, консультирование и всевозможную помощь родителям со стороны специалистов Детского дома.

Само учреждение, конечно же, будет работать в тесном контакте с органами опеки и попечительства, но также сможет самостоятельно подбирать кандидатов, обучать их ладить с детьми не гипотетически, а в процессе непосредственного общения. А в ряде случаев, когда усыновление или любая другая форма устройства ребёнка в конкретную семью нежелательны, будут рекомендовать коллегам из органов опеки и попечительства оформить отказ. Ведь во всех ситуациях, как бы ни хотелось дать ребёнку семью, на первом месте должны быть его интересы и точное знание, что с этими людьми, желающими стать приёмными родителями, ему будет действительно хорошо, уютно и безопасно как в материальном, так и в психологическом отношении.

Программа «ДОМ» заработает с сентября этого года. И очень хочется, чтобы результатом её реализации стал рост приёмных и замещающих семей, «визитной карточкой» которых будут гармоничные взаимоотношения детей и взрослых, любящих, понимающих и принимающих друг друга со всеми достоинствами и недостатками. Как в настоящей семье.

Татьяна Мацакова, «Наш новый Север»

Отправить комментарий