Недавняя статья Владимира Путина «Россия. Национальный вопрос» получила немалый общественный резонанс. Проблемы, которые озвучил премьер, во многом перекликаются с теми, что были подняты на состоявшемся в Усинске семинаре «Религиозный мир и национальное согласие на Европейском Севере».
Напомним, что семинар, вызвавший большой интерес не только в республике, в других регионах, но и за рубежом, состоялся в «нефтяной столице» Коми 2 ноября прошлого года. Мы попросили одного из инициаторов этого мероприятия — заместителя председателя Совета Усинска
Николая Такаева — рассказать о том, как в северном городе решаются национальные проблемы.
Строить и жить помогает
— Николай Зималетович, почему именно Усинск стал площадкой для обсуждения национального вопроса в республике?
— Прежде всего потому, что Усинск сегодня — это своего рода котел, в котором «варится» множество разных национальностей: русские, украинцы, коми, татары, башкиры, представители всех уголков России и всех бывших республик Советского Союза.
Многонациональность Усинска — это его огромное культурное и конкурентное преимущество. Ведь в нашей стране, где люди разных национальностей живут бок о бок сотни лет, каждая нация располагает каким-то уникальным опытом, мастерством. Одни лучше всех строят, другие лучше всех торгуют, третьи добывают нефть. И все это лучшие представители своих народов едут реализовывать себя на Север, в Усинск.
Со своим уставом...
— Но премьер в своей статье говорит о том, что миграционные процессы, особенно стихийные, порой приводят к негативу...
— И мы тоже на состоявшемся в Усинске семинаре как раз говорили о том, что подвижность, мобильность, текучесть нашего северного сообщества имеет и свою оборотную сторону. Не имея возможности, а то и не желая изучать местные обычаи, некоторые приезжие начинают вести себя вызывающе, нарушая сложившиеся привычки общежития. Со своим уставом, как говорится, лезут в чужой монастырь. А отсюда один шаг до обид и даже до конфликтов.
Мы обсудили и приняли 2 ноября резолюцию, которая, на мой взгляд, перекликается с программной статьей премьер-министра. Хотя есть, конечно, и некоторые различия.
Я чувствую необходимость этого как никто другой, потому что еще в детстве пережил трагедию, вызванную национальным конфликтом. В свое время семья моих родителей была вынуждена покинуть родной дом и село на территории Чечни, где много лет осетины мирно уживались с представителями других народов. Но в один момент равновесие было нарушено — и начался конфликт, принесший горе людям. Мою семью, как и десятки других осетинских семей, выдавили из родных мест. Мы превратились в беженцев. Вот тогда Усинск и стал для меня второй родиной. Наверное, все это объясняет и мое участие в конференции, и мои планы жить и работать здесь в качестве полноправного северянина, а не временщика, помогать родному городу выстраивать экономику, социальную сферу и национальные отношения.
Правила движения
— А что можно отнести к конкретным результатам конференции?
— Во-первых, 2 ноября мы приняли важную резолюцию, которая благодаря Общественной палате РК и ее председателю Маргарите Колпащиковой стала широко известна в республике. Учитывая, что приветствия и доклады А.Л. Чернова, епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, ученых И.Л. Жеребцова, Д.А. Несанелиса, муфтия Валиахмад хазрат Гаязова и других участников вызвали большой интерес, оргкомитет семинара обратился к одному из градообразующих предприятий Усинска с просьбой о финансовой поддержке в издании сборника материалов. Предварительное согласие получено. Мы надеемся, что уже в марте-апреле сборник будет издан и мы устроим его презентацию. А сейчас готовимся к проведению следующего семинара 2 ноября 2012 года. То есть одним мероприятием все не закончилось, мы будем вести долговременную и кропотливую работу.
В этом процессе важны не только встречи, дискуссии, теоретические изыскания, но и личный пример каждого участника диалога. Скажем, мы с земляками хотим отметить какой-то наш, осетинский праздник. Мы делаем это так, чтобы не мешать нашим соседям. Таким же образом должны поступать и все остальные. Взять, к примеру, усинскую мусульманскую общину во главе с Валиахмад хазрат Гаязовым. Когда они отмечают Курбан-байрам, то подготовка к ритуальной трапезе проходит не на центральной площади города, а в специально отведенном для этого месте. И верующие мусульмане довольны, и при этом они никому не мешают. В общем-то правила межнационального общения — как правила дорожного движения. Красный свет — он красный и для русских, и для узбеков, и для осетин. Если ты соблюдаешь правила и не едешь на красный свет, то на дорогах — порядок.
— Вы с большим уважением сказали о мусульманском празднике. Видимо, вы воспитывались в мусульманской семье?
— Большинство осетин — православные. И я в детстве был крещен и рос в православной семье. Хотя наши православные традиции несколько отличаются от тех, что сложились, например, на Севере. Вместе с тем моя жена выросла в мусульманской семье. Мы стараемся взаимно очень уважительно относиться к обычаям друг друга.
Временщикам не место на Севере
— Вы сказали, что не приемлете психологию временщиков. А насколько она сильна сегодня в Усинске?
— К сожалению, это одна из главных проблем, мешающих городу развиваться. И дело не в какой-то хищнической сущности отдельных людей. Просто многие сегодня с опаской относятся к перспективам Усинска, да и Севера в целом. Их тревожит, что будет здесь через пять, десять лет. Отсюда идет нежелание вкладывать серьезные деньги в развитие социальной сферы, в строительство жилья. А если все в один момент рухнет? Из этих страхов возникает желание быстро заработать, быстро извлечь прибыль и не связываться с долговременными проектами, не развивать социальную сферу.
Парадокс: богатый Усинск сегодня испытывает немалые трудности с медициной. Врачи сюда вроде бы готовы ехать. Но у города нет для них жилья, мы не способны обеспечить им современные условия работы. Вот сейчас в городе строится новая поликлиника. В результате ее ввода (который, правда, почему-то все время откладывается) освободится часть жилого дома, в которой раньше располагалась эта поликлиника. Я хочу предложить коллегам-депутатам выйти с предложением: все помещения, освободившиеся в результате перевода поликлиники, необходимо переоборудовать в квартиры и предоставить их врачам.
Но одновременно с государственной медициной нам нужно открывать и частные клиники. Спрос на подобные медицинские услуги в Усинске есть.
Работы хватит на всех
— А вы сами-то уверены в том, что Усинск — «всерьез и надолго»? И как это ощущение проявляется в вашей работе?
— В Усинске много лет успешно работает созданная мною транспортная компания «Фарн». Мы вкладываем в строительство производственных помещений, в приобретение новой техники, в развитие производства почти все, что зарабатываем. Сейчас у нас много серьезных договоров, а будет, я уверен, еще больше. Ведь нефтяная отрасль, а вместе с ней и Усинск будут развиваться, как минимум, в ближайшие 50 лет. Запасов углеводородов для этого хватит. Но и потом Усинск жить не перестанет. Во-первых, появятся новые технологии для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. А таких запасов на Севере очень много. Во-вторых, добыча нефти пойдет на Север, на шельф, а Усинск по-прежнему будет играть роль крупнейшего транспортного и производственного центра. Так что работа здесь найдется и для нефтяников, и для сервисных компаний, и для транспортных.
Взять да поделить?
— Могут ли нарушить эти планы политические изменения?
— Полагаю, что могут. К примеру, один из претендентов на президентский пост в эту кампанию много говорит о необходимости национализации нефтяных компаний. Если он станет президентом, то острые проблемы очень скоро встанут и перед такими гигантами, как ЛУКОЙЛ, и перед относительно небольшими предприятиями. Такими, например, как «Печора-нефть». Нефтедобыча может просто замереть. Во всяком случае на определенное время. Тогда без работы останемся и мы, подрядчики. Что тогда делать с техникой, как ее содержать, поддерживать порядок? А главное — как быть с людьми, из каких средств платить зарплату, содержать столовую, обеспечивать водителей ночлегом, лекарствами и т.д.?
— То есть, готовясь к 4 марта, мы должны серьезно подумать о завтрашнем дне?
— Конечно, в этот день лично я буду голосовать за сохранение сегодняшнего экономического курса. Знаете, я ведь не слепой и вижу, что вокруг довольно много острых проблем. Это касается и уровня зарплаты, и качества медицинского обслуживания, и национальных отношений. Ответственность за это, по-моему, лежит как на федеральных властях, так и на нас самих. Мы часто ждем, что волшебная щука принесет нам скатерть-самобранку или сапоги-скороходы. И очень удивляемся, когда этого не происходит.
Усинск — «Алания»
— На днях канал «Коми гор» показал передачу о мини-футболе. Оказалось, что вы страстный футболист. Давно увлекаетесь этим видом спорта?
— С детства. Играл, как и все мальчишки, во дворе. Оказавшись в Усинске, продолжаю играть. Участвую в соревнованиях, которые проходят в городе. В будущем хотел бы сформировать футбольную команду горсовета. И поддерживаю, по мере сил, детские и юношеские соревнования. В прошлом году вместе с вице-мэром Тамарой Николаевой мы открывали «Кожаный мяч», который прошел очень интересно и азартно. В качестве специального приза я потом подарил замечательный футбольный мяч лучшему вратарю турнира. Мяч примечателен тем, что на нем — автографы игроков моей любимой команды «Алания». Очень надеюсь, что смогу пригласить в Усинск несколько игроков «Алании», чтобы они провели здесь мастер-класс для наших ребят. А еще мы очень ждем приезда команды высшей лиги «Новая генерация». В прошлом году она очень радовала всех поклонников мини-футбола в республике. Приезд «Генерации» даст, конечно, новый импульс развитию мини-футбола в Усинске.
Отправить комментарий