«Вымираем потихоньку…»

18 июня 2009 - 18:12

…будто обращаясь к самому себе, безучастно и вяло произнёс парень с внешними признаками наркомана. Жуткую фразу, лишённую какой-либо эмоциональной окраски, я услыхала на похоронной церемонии прощания. Ушла из жизни молодая женщина, дочь моей давней знакомой. Угасла «как свеча» от наркотиков. За пару дней до этого печального события случай свёл меня с двумя другими женщинами.

НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ
У первой собеседницы своё материнское горе. Её сын, получив лёгкую группу инвалидности в армии, внутренне морально «растерялся», и, как-то незаметно для родных пристрастился к наркотическому зелью. Ныне, будучи тридцатилетним и давно избавившись от армейского недуга, он приобрёл другую болезнь– наркоманию. Два года назад от передозировки умерла его жена. В этой неполной теперь семье растёт ребёнок. Все годы наркотического дурмана мать бьётся за выздоровление сына. Семья, достаточно обеспеченная, всевозможными доступными способами пытается вытянуть несчастного из наркотической зависимости. За газетными скупыми строчками стоят бессонные тревожные ночи, мольба и слёзы, стрессы и нервотрёпка, постоянные страх и напряжение матери. А ещё отчаяние и надежда.

Перечень состояний будто под копирку написанный с моей знакомой. Только у последней ощущение надежды умерло вместе с дочерью.

СПИЧКИ, ЙОД И ДРУГИЕ КОМПОНЕНТЫ
Их для «варки» зелья насчитывается порядка 27. Причём спички приобретаются лишь определённой фабрики-изготовителя. Об этом рассказала другая дама. Она одно время встречалась с мужчиной, как теперь принято говорить, «на его территории». Тихого и безобидного человека, который был «не прочь выпить», выгодно использовали наркоманы. Вернее его двухкомнатную квартиру. С её слов, визитёры приходили с раннего утра, порой даже молодые семейные пары, и даже с маленькими детьми. Пока варилось зелье, и «взбивались вены», подруга хозяина возилась с питательными смесями и молочными бутылочками. В то время, когда непутёвые родители «кайфовали», тупо уставившись взглядом в одну точку, вторая комната превращалась в некое подобие детского сада.

Милицейские облавы? Да, периодически проверочные рейды разгоняли одурманенную толпу, которая, впрочем, тут же воссоединялась на временно пустующей (родители на работе и т.п.) другой квартире. Следующее утро вновь начиналось со звонков и стуков в дверь страждущих уколоться. Моя собеседница как-то попыталась вмешаться в установленный наркоманами «порядок», в итоге приобрела: диагноз – сотрясение головного мозга и стойкое неприятие подобных встреч.

Как-то в ЦРБ до меня долетели слова проходившей мимо санитарки, что мол «суток не бывает, чтобы наркомана не привезли». И далее брошенное в сердцах пожелание того, словом, что делают с бешеными собаками.

Профессионалы-медики более сдержанны в своих оценках и мнении.
«Парадокс заключается в том, – говорит Ольга Шалаева, врач-нарколог, психо-наркологического отделения ЦРБ, – что люди, которые считают, что проблема наркомании к ним не имеет никакого отношения, только тогда меняют свои позиции, когда сами сталкиваются со страшной трагедией. Когда сын или дочь больны наркоманией, то проблема оказывается уже не только их личной. Она становится крахом всей семейной жизни, и часто крушением светлых надежд на будущее других членов семьи».

Итак, начнём с признаков, которые могут характеризовать поведение ребёнка, начинающего употреблять наркотики.

Подросток становится скрытным. Увеличивается частота и количество времени, проводимого на улице. Вместо занятий уроками или отдыха с семьёй он уходит из дома. Ребёнок долго не может уснуть или, наоборот, с утра встаёт позже, чем обычно. Потеря интереса к учёбе или хобби, прогулы занятий в школе и ухудшение успеваемости.

Стоит обратить усиленное внимание на поведение ребёнка, если он начинает просить больше денег на карманные расходы, и из родительских кошельков вдруг исчезают купюры.

«Нужно приглядеться к появлению новых друзей со странным поведением, – продолжает Ольга Владимировна, – к общению с ними ребёнка подозрительным шёпотом, на непонятном жаргоне. Резкие перемены настроения без видимых на то причин должны настораживать. Подросток внезапно становится вспыльчивым и, наоборот, спокойным или грустным. Капсулы, таблетки, порезы, синяки, бумажки, свёрнутые в трубочку, бутылки странной формы. Всё это не должно ускользнуть от внимания родителей. Вошедшие нынче в моду рубашки, кофты со спущенными до пальцев рукавами, могут скрывать следы от инъекций не только на венах, но и на запястьях. Без стеснения интересуйтесь странностями, возникшими в поведении ребёнка, узнавайте о проблемах, которые его беспокоят, одним словом, старайтесь найти общий язык».

В наше время в современном обществе сотни видов легкодоступных, даже в стенах школы, наркотических веществ. Поэтому лучше лишний раз перестраховаться, чем потом хвататься за голову. Родители могут случайно заметить в вещах ребёнка пакетик с сушёной травой, таблетки разного цвета с выделенными рисунками на поверхности, порошок белого цвета, марки, которые напоминают почтовые, шприцы и другие подозрительные вещи. Не стоит легкомысленно относиться к каким-либо оправданиям по этому поводу. Нужно знать, что возраст, в котором наиболее высока вероятность появления зависимости от наркотиков – 12–19 лет.

В том случае, если поведение ребёнка слишком подозрительно, не стоит применять к нему грубые методы воздействия, как то наказывать, ругать и так далее. Поддержите ребёнка, покажите, что вы с пониманием относитесь к данной проблеме, незамедлительно обратитесь к профессиональным специалистам-наркологам или к психотерапевту.

«Чаще проявляйте родительскую любовь, – советует Ольга Владимировна, – Поощряйте ребёнка, но и не стоит забывать про объективную критику его поступков. Помните! Для того чтобы побороть этот социальный недуг одиночных усилий недостаточно. Старайтесь объединяться с близкими людьми, друзьями, которые поддержат ваши действия. Это значительно увеличит отдачу от вложенных усилий. Вырабатывайте у ребёнка негативную позицию по отношению к наркотикам. Он должен научиться говорить твёрдое «НЕТ» на предложение его попробовать.

Участие во всевозможных творческих конкурсах, концертах, спортивных секциях, психологических тренингах многократно снизит риск возможного употребления наркотических веществ».

В статье мы даже не коснёмся разговора о морально-криминальной стороне наркомана как личности и как гражданина. Нравственные ценности озвученной категории людей уже давно «набили оскомину» в СМИ.

Поговорим о физическом разрушении зависимого от дозы больного человека.
«При употреблении наркотиков, – объясняет Ольга Владимировна, – происходят изменения в эндокринной системе, нарушается обмен веществ, понижается иммунитет. Это сказывается на уменьшении жировой прослойки, теряется масса тела, происходит истончение кожного покрова. Человек будто постепенно тает. Во второй, третьей стадиях болезни нарушаются функции всех внутренних органов, возникают цирроз и гепатит печени, страдает сердечно-сосудистая система. Проще говоря, человек вроде ещё живой, а его физическое тело, постепенно, клетка за клеткой, медленно умирает. Живой труп».

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Законы в наше время, к сожалению, таковы, что человек, пойманный милицией с дозой наркотика, может с лёгкостью отделаться лишь условным сроком. А многие наркоторговцы, как известно из центральных СМИ, находятся под «крышей» правоохранительных органов.

Наркобизнес, несмотря на свою незаконность, продолжает набирать обороты за счёт активного роста количества наркоманов. Но это вовсе не означает, что впереди нас ждёт мрачное будущее. Чем меньше людей будут оставаться равнодушными к этой проблеме, тем большими будут наши силы в борьбе против наркотиков.

Наталья ОСОКИНА–СЕДОВА

Отправить комментарий