Современные инструменты, используемые нефтяниками при бурении скважин, совсем не так просты, как это было раньше. Сейчас они могут пронзать толщу земли на многие километры. Но как нефтяникам удается ориентироваться под землей? В этом им помогает наука ХХI века – геонавигация.
Конечно, изначально проводятся различные геологические мероприятия по исследованию структуры земли, но не всегда этого бывает достаточно. Тем более, когда речь идет о горизонтальном бурении. Современные достижения позволяют увидеть, услышать и понять, что находится под землей на многие километры от поверхности.
В «ЛУКОЙЛ-Коми» «глазами и ушами» буровиков является геологический отдел под руководством Сергея Низова, который рассказал о том, как происходит этот процесс в Обществе. Геонавигация позволяет продумать многие нюансы еще до начала бурения и управлять долотом во время него. Имея возможность корректировать направление, можно значительно увеличить эффективность всей добычи, словно плавая в нефтенасыщенном пласте.
Как показывает практика, «плыть» вдоль качественного пласта можно сколько угодно. Рекорд горизонтального бурения в Обществе на сегодня составляет 1100 метров. А вот на Восточно-Ламбейшорском месторождении планируется пробурить скважину с горизонтальным участком длиной уже полтора километра. На таком расстоянии можно много чего встретить по пути. Подземные преграды в виде геологических неровностей можно обогнуть. Для этого ежедневно обрабатываются сведения с датчиков, похожие на кардиограмму, каротажные схемы. Они отражают уже пробуренные участки, а задача геологической службы – на их основе определить, что ждет впереди. Если возникает необходимость повернуть, то геонавигаторы помогут определить угол и направление поворота. К примеру, на одной из скважин Кыртаельского месторождения при бурении был обнаружен газонасыщенный пласт, которого не предполагалось вскрывать. Выручила геонавигация: вовремя внесли поправки в направление бурения. Помимо этого, в геологическом отделе Общества планируются самые различные мероприятия, например, определяются места для произведения гидроразрывов, чтобы добиться наиболее полного эффекта.
– Мы дадим рекомендацию по выбору оптимальной траектории проводки, которую можно корректировать со скоростью три градуса на каждые десять метров. Вот только резкие маневры не очень-то приветствуются, – отметил Сергей Низов.
Ежегодно количество скважин с использованием такого подземного компаса растет. Если в прошлые годы в эксплуатацию вводилось от шести до восьми, то к нынешнему их количество достигло 11. Это говорит о том, что методика применения геонавигации себя полностью оправдывает.
Отправить комментарий