На уровне расхожих, то есть чаще всего сугубо дилетантских понятий о нефтедобыче организовано это довольно-таки просто: к устью пробуренной скважины присоединяется труба, и уж по ней поднятое на земную поверхность сырье сразу транспортируется либо на перерабатывающий завод, либо прямиком на какой-нибудь терминал для отгрузки потребителям. Но на деле все выглядит гораздо сложнее.
Система сбора и подготовки «черного золота» представляет собой обширный и высокотехнологичный комплекс нефтепромыслового оборудования, состоящий из трубопроводов, запорно-регулирующей аппаратуры, замерных установок, сепараторов, резервуаров и т. д. А причина в том, что продукция добывающих скважин – это смесь нефти, воды и газа с примесями других веществ. И вот поэтому необходимым условием дальнейшего использования является их сепарация или, проще говоря, разделение. Получается, применение известного универсального принципа «divide et impera» (разделяй и властвуй) подтверждает свою целесообразность и в данном случае.
Именно поиском и определением наиболее эффективных путей и методов решения этой интересной проблемы и занимаются сотрудники отдела подготовки нефти и газа северного структурного подразделения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Над чем они сейчас конкретно работают, какими первоочередными вопросами озадачены? Об этом корреспондент «Северных ведомостей» и побеседовал с начальником отдела Вадимом Фоминым.
НЕ ПО ШАБЛОНУ
– Объекты «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаза» по большей части находятся на значительном удалении друг от друга, причем и горно-геологические условия, и физико-химические свойства углеводородных залежей зачастую имеют существенные отличия, – пояснил Вадим Викторович. – Здесь отнюдь не везде есть возможности для внедрения той экономичной схемы, которая получила распространение во многих сырьевых регионах, где нефтепромыслы расположены компактно, что позволяет использовать один Центральный пункт сбора сразу для нескольких месторождений с его размещением на самом крупном из них.
Так что, по словам собеседника, приходится, как правило, действовать не по шаблону, формируя системы сбора и подготовки нефти и газа на основании персонифицированного подхода к каждому месторождению. Помимо этого, регулярно возникают такие ситуации, когда тематика работы отдела бывает тесно и напрямую связана с обеспечением надежности энергообеспечения объектов и необходимостью соблюдения жестких экологических требований.
– В частности, в эти дни повышенное внимание наших специалистов привлекает скважина №1205 на Мядсейском месторождении, – привел пример Вадим Фомин. – Произведен долгожданный ее запуск в опытно-промышленную эксплуатацию. «Пилотный» ствол достиг проектного забоя, проводятся испытания непосредственно с бурового станка, взяты глубинные пробы на содержание попутного нефтяного газа. Почему для нас это важно? Сможем определить, на какие ресурсы ПНГ можно рассчитывать, чтобы выполнить наладку газопоршневых генераторов. Будет большим плюсом, если получится пусть не полностью, так хотя бы частично отказаться от дизельгенераторов, топливо для которых пока в больших объемах приходится завозить на арктическое побережье морским путем.
ПОПУТНЫЙ – НЕ ЛИШНИЙ
– Рациональное использование попутного нефтяного газа, надо так понимать, вообще является одним из приоритетных направлений работы отдела?
– Да, очень тщательно сейчас изучаем вопросы, касающиеся перспектив утилизации ПНГ на месторождениях имени Ю. Россихина и Восточно-Сарутаюском. Возможны некоторые изменения ныне существующих проектных решений. До настоящего времени в качестве основного рассматривался вариант транспорта газа по трубопроводу протяженностью 40 км до ЦПС «Южное Хыльчую» для использования на крупном энергоцентре. Однако в ходе защиты отраслевых программ были высказаны рекомендации о пересмотре этих планов в целях оптимизации инвестиционных расходов.
– И какие еще варианты могут быть реализованы? Развернуть поток газа на Инзырей, откуда уже протянута нитка трубопровода до Харьяги?
– Нет, это однозначно исключено. Во-первых, расстояние получается больше на 20 км. Во-вторых, на Инзырее применена так называемая безнапорная технология, там нет мощных дожимных компрессоров для транспорта газа. Чтобы принять дополнительный объем ПНГ, пришлось бы увеличивать диаметр трубы, приобретать динамическое оборудование, а это, по сути, новая стройка с большими расходами.
– В свое время применительно к соседнему Ярейюскому нефтегазоконденсатному месторождению рассматривался проект закачки газа обратно в пласт в целях хранения с последующим извлечением. Почему он так и не был осуществлен?
– От него отказались по той же причине: затраты на строительство компрессорной станции высокого давления, как показали расчеты, оказались бы слишком весомыми.
Интерес вызывает еще одна технология использования попутного нефтяного газа, уже из разряда «ноу-хау». Я имею в виду прогрессивную технологию «синтез-газ», обеспечивающую получение из ПНГ жидких углеводородов. Широкого применения в отрасли она пока не нашла, хотя исследования в этом направлении активно ведутся и нефтяными компаниями, и учеными инновационного центра «Сколково». Словом, мы сопоставляем все варианты, учитывая и объемы затрат, и степень трудоемкости тех или иных работ, и другие факторы. В любом случае первоначальные предложения с приложением соответствующих обоснований должны поступать в проектные институты от нас, поскольку на месте, как говорится, виднее.
К ОБОЮДНОЙ ПОЛЬЗЕ
– Перспективы перспективами, но есть повседневная работа и такие задания, выполнение которых предполагает оперативность принятия и реализации технических решений. Что из осуществленного за последнее время можно отнести к разряду наиболее значимых дел?
– В сжатые сроки удалось успешно завершить работу над проектом, в котором заинтересованы как ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», так и ООО «Нефтегазовая компания «Развитие регионов». Эта небольшая и сравнительно молодая компания в прошлом году занялась освоением Южно-Торавейского месторождения, провела его обустройство, а нынешней весной начала там добычу. Первые тонны углеводорода были отправлены автотранспортом по зимнику на НПЗ в Усинск. Всего же в планах у компании добыть в 2014 году порядка шестидесяти тысяч тонн нефти.
– Но ведь если ориентироваться исключительно на зимник, действие которого ограничено временными рамками, просто не могло идти речи о круглогодичной эксплуатации месторождения?
– Совершенно верно. И поэтому для ООО «НГК «Развитие регионов» было крайне важным создание схемы, обеспечивающей бесперебойную отгрузку своей нефти потребителям. А всей необходимой для этого инфраструктурой в том местности обладает только «ЛУКОЙЛ», и без кооперации с ним, без получения доступа к трубопроводу осуществить все планы было невозможно. В «ЛУКОЙЛе» с пониманием отнеслись к этой проблеме, нашему отделу было поручено подготовить проект регламента взаимоотношений при организации приема нефти от компании «Развитие регионов» на МНС-1 Торавейского месторождения. МНС – это мультифазная насосная станция, объект нефтесбора КЦДНГ №4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз».
– В основу этой совместной работы положены согласованные договорные отношения, надо так понимать?
– Заключен взаимовыгодный договор о транспортировке и подготовке нефти до товарного качества на УПН «Варандей», с 1 августа мы начали оказывать компании «Развитие регионов» такие услуги и получать дополнительные доходы. Были приняты первые 300 тонн углеводорода, и с того момента отгрузка осуществляется ежедневно в сопоставимых объемах. Во исполнение наших технических условий деловые партнеры построили пункт приема-сдачи нефти, включающий в себя накопительные емкости, насосную станцию и коммерческий узел учета продукции.
– Проводилась ли оценка влияния «черного золота» с Южно-Торавейского месторождения на качество смеси, транспортируемой по трубопроводу?
– Негативного влияния не отмечено. По своим основным свойствам эта нефть сопоставима с той, что добывается нашим предприятием на Торавее и Варандее.
Отправить комментарий