Так называется книга о становлении нефтегазовой отрасли Республики Коми, написанная Анатолием Гуменюком, возглавлявшим в 1970-1980-х годах объединение «Коминефть».
В этом треугольнике переплелись судьбы самых разных людей, выросших позднее в отличных специалистов и руководителей, усилиями которых Усинск и приобрел статус нефтяной столицы Европейского Северо-Востока. Одним из тех, кто, покоряя неосвоенные просторы Тимано-Печоры, навсегда прикипел душой к северному краю, является начальник цеха по обеспечению производства ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», депутат Совета города Александр Баранов.
Начиная свою трудовую деятельность в 1970-х, Александр Васильевич даже и не думал становиться приполярным нефтяником. Однако в то время судьбы многих советских людей и, прежде всего, молодежи решило Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению геологоразведочных работ и развитию нефтяной и газовой промышленности в северных районах Коми АССР и Ненецком национальном округе Архангельской области». Исторический документ, датированный 1974 годом, определял весьма глобальные и конкретные рубежи. В частности, требовалось довести в течение нескольких лет в данном регионе разведанные и утвержденные запасы нефти до одного миллиарда тонн, газа – до одного триллиона кубических метров; увеличить объемы разведочного бурения до 500 тысяч метров, поднять добычу «черного золота» к 1980 году до 25-30 миллионов тонн.
Для достижения намеченного предстояло выполнить гигантские объемы работ по открытию и освоению месторождений, созданию крупных производственных и строительных баз на территории Коми АССР, а также построить сотни километров инфраструктуры и прочее. Именно в процессе выполнения этих грандиозных задач и появился на карте страны среди северных болот город нефтяников Усинск.
МОЛОДЫМ – ДОРОГУ!
Клич среди специалистов самых различных отраслей был брошен по всему Советскому Союзу, и на новый, еще не освоенный плацдарм наступления на недра стала съезжаться самая деятельная и перспективная часть молодежи. Среди них оказался и Александр Баранов, прибывший в Усинск вместе с семьей.
– В то время мы были легки на подъем, жаждали самостоятельности, ну и, конечно, мечтали хорошо заработать, – вспоминает Александр Васильевич. – Сначала по комсомольским путевкам мы с другом попали в Нижневартовск. А уже после моей службы в армии поехали с семьей в Усинск. Нас встретили крепкие февральские морозы, но мы тогда ничего не боялись...
Трудовая книжка А. Баранова как и у большинства нефтяников начиналась с записи – оператор по добыче. По его мнению, это было самое интересное время в становлении нового, богатого углеводородами района, особую роль в освоении которого выполняло объединение «Коминефть». В его состав тогда входили четыре предприятия: Войвожское нефтегазодобывающее управление, НГДУ «Тэбукнефть», Ярегское нефтешахтное управление и Усинское НГДУ. А руководил этим огромным хозяйством, начиная с 1976 года, и в течение последующих 10 лет легенда коми нефтянки Анатолий Гуменюк. Именно под его управлением объединение подошло в 1983-м к максимальным объемам добычи – почти в 20 миллионов тонн углеводородов в год.
КАПИТАН НЕФТЯНОГО КОРАБЛЯ
«Коминефть» несла ответственность за все, что делалось на территории Усинского промышленного узла, целью создания которого было выполнение планов по добыче нефти.
– Несмотря на масштабные темпы развития региона, в Усинск тогда можно было устроиться только по направлению, – говорит Александр Васильевич. – Я попал в Управление «Войвожнефть», которое занималось разработкой западной залежи Возейского месторождения. Работать было очень интересно, тем более когда у руля стоял такой опытный и грамотный хозяйственник, каким был Анатолий Степанович Гуменюк. Для «Коминефти» он был как отец родной. Потому что видел перспективы развития Севера и вкладывал все силы и душу в свой труд. Своеобразный капитан корабля, но только нефтяного. Как человек, он был очень доступный, требовательный, но справедливый – в этом я убедился, когда в первый раз встретился с ним.
А произошло это, по словам нашего собеседника, в общем-то, случайно. Когда велось строительство КСП-74, бригада А. Баранова приехала на один из кустов скважин на тракторе, чтобы разобрать старое здание, оставшееся после бурения, и позже соорудить из этих материалов помещение склада. Во время работы на площадку на советских джипах-УАЗах заехала целая делегация.
– Во главе ее был Анатолий Степанович, – рассказывает А. Баранов. – Он подошел, поздоровался. Я представился, рассказал, чем занимаемся. Он по-хозяйски оценил нашу инициативу, осмотрел все вокруг и неожиданно спрашивает: «А что у тебя, Александр Васильевич, трактор без дела стоит? Вот здесь планируется дорогу строить, так пускай путь прокладывает». Я эту встречу запомнил надолго, как пример и урок того, насколько руководитель должен быть внимателен к мелочам. И как нужно организовывать работу, чтобы каждый работник, каждая единица техники всегда были при деле.
КАК СТРОИЛИ НОВУЮ ЖИЗНЬ
По словам Александра Васильевича, работа в начале 1980-х на его участке буквально кипела. В частности, его добывающая бригада на Уфимской залежи Возейского месторождения только успевала принимать одна за другой скважины после бурения в эксплуатацию. В районе осуществлял деятельность огромный трест буровых работ со штатом более 7000 человек.
– Самоотдача была на самом высоком уровне, – рассказывает А. Баранов. – Может быть, нас еще подстегивало социалистическое соревнование, участвуя в котором мы тянулись к лучшим, более высоким показателям. За достигнутые результаты люди получали премии, о них писали в газетах, вывешивали фотографии передовиков на Доске почета. Кстати, «ЛУКОЙЛ» как преемник «Коминефти» после своего прихода в республику возродил многие славные и добрые традиции того времени – от создания системы социальных гарантий посредством Коллективного договора до проведения конкурсов профессионального мастерства.
Впрочем, как подчеркнул наш собеседник, нефтяники не только ударно осваивали месторождения, но и строили молодой город, свою новую жизнь. В частности, уже к 1985 году семья Барановых, до этого три года жившая, как и большинство первопроходцев, в балке, готовилась получить квартиру в доме №19 по улице Ленина, самом большом в Усинске.
– Дом возводился ударными темпами, и было одно удовольствие наблюдать, как он вырастает буквально на глазах. Каждый раз, когда я возвращался с 15-дневной вахты, у здания появлялся новый этаж, – вспоминает Александр Васильевич.
Тем не менее время проживания в балке он, по его признанию, всегда вспоминает с особой теплотой. И особой благодарностью к тогдашнему руководству НГДУ, которое создавало все условия для молодых специалистов.
ДАЕШЬ РАБОТУ!
Со временем из оператора Александр Баранов вырос в грамотного мастера по добыче НГДУ «Войвожнефть», закончил Ухтинский индустриальный институт по специальности «технология и комплексная разработка нефтегазовых месторождений». Позже перешел в Управление «Усинскнефть» и вступил в компартию. С этого момента началась его общественно-политическая и профсоюзная жизнь.
В течение ряда последующих лет А. Баранов занимал должности заместителя секретаря парткома НГДУ и инструктора орготдела Усинского горкома КПСС, был выдвинут в депутаты Горсовета. Когда в 1990-х компартия прекратила свое существование, вернулся на нефтепромысел и возглавил цех по поддержанию пластового давления.
Время наступало тяжелое, которое сегодня и вспоминать не хочется. Задержки зарплат, урезание бюджетов, сокращение рабочих мест, забастовки становились обычным явлением. На этом мрачном фоне в 1992 году Александру Баранову предложили занять должность председателя профкома НГДУ. Несмотря на весьма не радужные перспективы, он согласился. Потому что имел опыт общественно-политической работы, знал, как нужно разговаривать с людьми. И уже к 1998 году поднялся до профсоюзного лидера всей «Коминефти». Принимал эту должность он с тяжелым чувством: ни условий для развития, ни зарплаты – одни призрачные надежды.
И вот, в сентябре 1999 года в Усинске появился «ЛУКОЙЛ». В качестве представителя коллектива нефтяников Баранов встретился с президентом «КомиТЭКа» Владимиром Зарубежновым, возглавлявшим структуру «ЛУКОЙЛа» в первые годы деятельности Компании в республике.
– Хорошо зная сложившуюся обстановку, я назвал самые острые проблемы, которые требовали немедленного решения, – вспоминает Александр Васильевич. – Нужно было развивать производство, вкладывать большие средства в ремонт нефтепроводов и строительство производственных объектов. Мы стали вести совместные приемы людей, которые обращались с просьбами. И, знаете, я до сих пор горд за наших нефтяников, потому что никто из них, хотя и было тяжело от безденежья, не просил материальную помощь. Все хотели одного: трудоустроиться, получить возможность зарабатывать на жизнь.
Как результат достигнутого взаимопонимания между руководством Компании и трудовым коллективом, уже в первые месяцы из простоя стали выводиться скважины и люди, которым не только выплатили все задолженности по зарплате, но и повысили ее в три-четыре раза. Исчезла социальная напряженность, а «ЛУКОЙЛ» приобрел прочный и вполне заслуженный авторитет.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДАТА
Приход НК «ЛУКОЙЛ» в РК стал, по мнению А. Баранова, своеобразным дежавю из 1980-х, то есть временем очередного подъема нефтегазовой отрасли республики, началом строительства новой жизни.
Это время ознаменовалось решением целого ряда важнейших вопросов, связанных с созданием и осуществлением единой идеологии разработки Тимано-Печоры, расширением внедрения и использования современных технологий эксплуатации месторождений, наращиванием объемов добычи сырья.
Благодаря последовательному осуществлению социальной политики «ЛУКОЙЛа» в регионе произошли заметные изменения на рынке труда, в том числе практически не стало безработных в нефтяных городах и поселках. Уже через пять лет это был в целом новый, процветающий регион, и лукойловцам было чем гордиться.
– Так совпало, что итоги 5-летней деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» подводились в год 75-летия нефтяной промышленности Республики Коми, в конце лета 2004-го, – рассказывает Александр Васильевич. – Самым приятным моментом этого двойного праздника стало награждение ветеранов «Коминефти» новенькими «жигулями» самой последней модели. Ключи от десяти машин, которые ожидали своих хозяев возле Усинского Дворца культуры, вручал лично Президент Компании Вагит Алекперов. А почетному гостю праздника Анатолию Гуменюку, кроме автомобиля, вручили также и знамя «Коминефти».
По словам А. Баранова, это был символический момент в истории нефтяной промышленности Республики Коми, который он вспоминает с особой теплотой и гордостью. Приняв знамя, Анатолий Степанович тут же торжественно передал его Генеральному директору ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Владимиру Муляку как правопреемнику на посту руководителя всего Тимано-Уральского треугольника.
Отправить комментарий