Каким образом организовать работу, чтобы добиться наилучшего результата? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, так как у любого руководителя, у каждого мастера, наставника свои методы, свой стиль.
Одни во главу угла ставят требовательность и дисциплину, другие организуют процесс так, чтобы подчинённые смогли проявить свои лучшие качества. В числе таких и победитель конкурса «РН – Северная нефть» «Лучший наставник-2014» оператор технологических установок (ТУ) цеха подготовки, перекачки нефти Александр Иванов.
В «Северную нефть» Александр Иванович устроился в 2000 году. Поначалу специфика его работы была очень далека от нефтедобычи – перед выпускником медицинского университета стояли совсем другие задачи…
Александр Иванов из Донецкой области, был в семье четвёртым, самым младшим ребёнком.
– Родители для нас с братом и сестёр во всём были примером, – вспоминает Александр Иванович, – учили честности, умению идти на компромисс, решать всё по справедливости, чтобы никому не было обидно. Их наука стала для меня жизненным правилом. Неудивительно, что большинство из нас пошли по родительским стопам. Отец всю жизнь проработал преподавателем трудового обучения и черчения, а кроме того – готовил механизаторов, учил вождению будущих трактористов. Старшая сестра стала педагогом, возглавляет школу. Мы с младшей сестрёнкой, как и мама, выбрали медицину – она работала медсестрой в больнице.
После восьмого класса Александр поступил в Константиновское медицинское училище, после его окончания решил продолжить учёбу на медкафедре в Славянском педагогическом университете.
– Конкурс в вуз был очень большим, – вспоминает А. Иванов, – при этом учитывался не только уровень знаний, но и физическая подготовка абитуриентов. Учёба была с так называемым военным уклоном, поэтому если у поступающего, допустим, семь пядей во лбу, а физподготовка хромает, шансов оказаться в числе прошедших отбор мало. Мне со всеми испытаниями справиться удалось. Кстати, и в годы учёбы спорт занимал в нашей жизни отнюдь не последнее место.
Сразу после университета Александр уехал на Север. По приезду в Усинск устроился в медико-санитарную службу «Северной нефти». После того как сервисный блок из структуры предприятия был выведен, перешёл в «Усинский коммунальный сервис», где работал и фельдшером, и заместителем начальника отдела медико-санитарного обслуживания. А потом решил переквалифицироваться и пополнить ряды нефтяников – получил второе высшее образование по специальности «Безопасность технологических процессов и производств» в Белгородском государственном технологическом университете.
– Отлично помню свой первый рабочий день в роли оператора на Хасырее, – рассказывает Александр, – сначала даже оробел, всё казалось настолько сложным, ведь на каждом предприятии своя специфика. Огромное спасибо моему наставнику – мастеру Сергею Алексеевичу Воронову и другим коллегам. Они мне рассказывали и демонстрировали, в чём особенности установок, заостряли внимание на том, что в работе с каждым прибором могут быть свои нюансы и их обязательно нужно учитывать. Я не стеснялся спрашивать, если в чём-то сомневался, а они терпеливо объясняли. Вот для этого, пожалуй, и нужны наставники – чтобы помочь освоиться, вникнуть в суть профессии, поскорее влиться в коллектив и стать его полноправной частью. Похвала Сергея Алексеевича для меня очень много значила.
Сейчас Александр Иванов работает на Черпаюском месторождении и занимается обслуживанием дожимной насосной станции с установкой предварительного сброса воды (ДНС с УПСВ), где происходит разделение нефтесодержащей жидкости на фракции.
– Добытое сырьё, – поясняет Александр Иванович, – подогревают, отправляют в отстойник, где оно в результате термохимической реакции освобождается от воды – так мы участвуем в подготовке нефти до товарного состояния. Процесс очень ответственный, здесь важна каждая деталь, нужно чутко следить за показаниями всех приборов, чтобы технологический цикл ни по одному параметру не выходил за норму. Всё оборудование должно работать как часы, и это – зона нашей ответственности.
Оператор технологических установок А. Иванов считается высококлассным мастером в своём деле. Сказывается и уровень образования, и способность к учёбе, позволяющая схватывать всё на лету, и желание работать над собой, а теперь ещё не только обучать молодых работников, но и учиться вместе с ними. Ведь по его убеждению процесс обучения должен быть непрерывным – только так в выбранном деле можно достичь настоящего мастерства.
– Молодые специалисты приходят на работу, имея по большому счёту только теоритические знания, – делится А. Иванов. – Помню, как ещё в медицинском преподаватель давал нам «книжные» знания, рассказывал, что, почему и как нужно делать. Но когда начиналась практика, он, демонстрируя методы работы, от теоритических определений отступал и показывал, как будет лучше и правильнее. Так что теория – это своего рода гипотеза, которую нужно проверить – подтвердить или опровергнуть – на практике, а заодно и приобрести необходимый опыт.
Вот и в «нефтянке» так же. Каждая установка, как и любой организм, имеет свои особенности, а поэтому в работе с «железом» нужны индивидуальный подход и чутьё. Что уж говорить о человеке! Здесь без этого вообще не обойтись, если хочешь, чтобы он смог проявить себя и раскрыть свой потенциал.
Такой подход к наставничеству уже даёт плоды. Система закрепления начинающих работников за опытными, которые вводят новичков в профессию, в «РН – Северная нефть» существует давно. С прошлого года успехи мастеров и их умение обучать молодёжь стали оцениваться в рамках корпоративной программы и конкурса «Лучший наставник». Александр Иванович Иванов стал одним из шести победителей. При этом решающим фактором в полученном результате стал успех, которого добился его ученик при выполнении аттестационных заданий.
– Благодаря современным бизнес-технологиям и педагогическим практикам хорошо известно правило «Нельзя научить, можно только научиться», – говорит Александр Иванович. – Это на самом деле так, ведь если у человека нет желания, если он не готов учиться, меняться, чем-то поступаться – каким бы хорошим ни был учитель, у него вряд ли что-то получится. Поэтому первая задача – помочь новичку с мотивацией. Он должен сам расставить приоритеты и понять, для чего ему это нужно. Конкурс «Лучший наставник» – очень хорошая идея. Для стажёров это прекрасная возможность оценить свои способности. А для опытных специалистов – повторить, укрепить знания и, возможно, по-новому взглянуть на профессию.
Отправить комментарий