– Стабильность – базовый принцип организации жизни. Это касается и каждого человека в отдельности, и страны в целом, – считает вице-президент – начальник Главного управления по обеспечению добычи нефти и газа ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимир Муляк. В конце января Владимир Витальевич побывал в Усинске. Нам удалось встретиться с ним и побеседовать о том, как возрождалась нефтедобывающая отрасль в нашем регионе, о благополучии его жителей, о душе и ностальгии по Северу.
НЕ РАЗРУШИТЕЛИ, А ПРЕЕМНИКИ
– Владимир Витальевич, в Республике Коми Вы проработали шесть лет с 2001 года. Это был непростой период становления ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», когда приходилось не только восстанавливать разрушенное производство, но и выстраивать взаимоотношения с региональной и местной властями, давать старт социальным проектам, о которых, в частности, в Усинске до «ЛУКОЙЛа» имели крайне скудное представление. Какое событие того периода Вы считаете самым знаковым?
– В первую очередь, празднование в 2004 году 75-летия нефтяной промышленности Коми. Почему оно было знаковым: мы подводили промежуточный итог работы «ЛУКОЙЛа» в регионе. Было ясно: мы не стали разрушителями всего того, что было до нас. Компания смогла понять сложную душу региона, стала позиционироваться в глазах жителей Республики Коми, нефтяников как преемница всего того, что было наработано за многие годы развития Тимано-Печоры еще в советское время. Наиболее важным моментом стало то, когда во время торжества в зал вышли ветераны нефтяной отрасли. Среди них были А. Гуменюк, Е. Гуров, И. Липин, А. Поздеев, М.Прохоров, А. Тюрин, Б. Шлаитов и другие. Они передали нам трудовое красное знамя «Коминефти». Это было признанием того, что Компания вобрала в себя все лучшее из истории региона и придала ему новый импульс развития.
– Вы с такой теплотой говорите об этом, что не могу не спросить, Вы скучаете по Усинску и в целом по республике?
– Каждый приезд сюда – это не только событие, которое связано с выполнением моих сегодняшних трудовых обязанностей, но и отчасти ностальгия. Потому что здесь вместе со мной работал первый десант «ЛУКОЙЛ-Коми», который, по моему глубокому убеждению, трудился непокладая рук, чтобы восстановить нефтяную промышленность. И каждый из этих людей оставил здесь частичку своей души. Сейчас об этом уже не хочется вспоминать, но когда Компания пришла в республику, нефтянка была разрезана на лоскутки: труба находилась у одних собственников, УПН – у других… До 2005 года под эгидой «ЛУКОЙЛа» мы консолидировали 16 нефтедобывающих самостоятельных предприятий.
– Для них было легко перейти под крыло Компании?
– Это, безусловно, было больно, потому что каждое предприятие представляло собой особый мирок со своими трудовыми и социальными отношениями, традициями. Но, что важно, я не припомню ни одного судебного разбирательства по этому поводу. То есть те лозунги, под которыми происходила консолидация, были понятны людям и приемлемы для них. Мы были понятны и власти в том плане, что приводили в соответствие высокие производственные показатели и уровень и качество жизни в тех регионах, где работаем. Например, когда я приехал в Усинск, то меня поразило, что офис нефтедобывающего предприятия «КомиАрктикОйл» по улице Возейской был огорожен забором с колючей проволокой, за которым были аккуратно подстриженные газоны, все светло и красиво. А весь город оставался темным и грязным. Но ведь это ненормально. За несколько лет нам удалось исправить эту ситуацию и в корне изменить облик Усинска.
Помню, после торжественного празднования 75-летия нефтяной промышленности Коми, о котором я уже упоминал, мы вышли из Дворца культуры, где оно проходило, чтобы проводить президента Компании В. Ю. Алекперова в аэропорт. Нас уже ждали машины. «Поехали на автобусе», – предложил Вагит Юсуфович. Мы зашли в?него, смотрим в окно, а там – полная площадь людей, которые собрались на салют. Красивые, празднично одетые, с детьми... Вагит Юсуфович с воодушевлением говорит: «Смотри, люди улыбаются». А ведь это значит, что не только город преобразился – взгляд на мир у людей изменился.
– То есть можно сказать, что «ЛУКОЙЛ» дал жителям региона надежду?
– Не надежду. Реальную стабильность. Когда человек работает, получает за это достойную зарплату, обеспечивает свою семью и не боится, что будет завтра. Потому что завтра будет все так же хорошо, только надо работать качественно и с душой. Конечно, за этой стабильностью стоит большая работа, которую нам удалось провести, и большие средства, вложенные в восстановление производственной базы, замену оборудования, обеспечение хороших условий труда. Как пример, представьте, приезжаем на заре становления предприятия на БКНС, а там окна здания вросли в землю…
Более того, нам удалось существенно улучшить экологическую обстановку. Регион, как вы знаете, отличился громкой аварией 1994 года, да так, что в Книгу рекордов Гиннеса попал. Компания не жалела денег на ликвидацию последствий катастрофы и тем самым отдавала долг этой благодатной земле.
ПЛАНЫ АМБИЦИОЗНЫЕ
– Приезжая в республику сейчас, Вы, несомненно, более объективны в своих оценках происходящих изменений, чем мы, кто живет и работает здесь постоянно. Поделитесь своим впечатлением от сегодняшнего Усинска и нынешнего облика «ЛУКОЙЛ-Коми».
– Ответ однозначный: это очевидное движение вперед. Более того, Компания стала своего рода локомотивом этого движения из Усинска 90-х годов в город XXI века. Таким красивым его сделали не только лукойловские объекты: со временем все стали дотягиваться до той высокой планки, которую задало «ЛУКОЙЛ-Коми». И промышленные предприятия, и частные предприниматели. Посмотрите на социальные объекты, магазины, места для отдыха и развлечений.
– Жители городов, где работает «ЛУКОЙЛ-Коми», свое личное благополучие и благополучие региона напрямую связывают с ростом добычи нефти. Это как раз то, о чем Вы говорили сегодня: соответствие производственных показателей и уровня жизни. Скажите, на что нам можно надеяться в этом плане?
– В марте этого года Компания представит Программу стратегического развития. Она уже рассмотрена и утверждена советом директоров, поэтому я могу сказать, что «ЛУКОЙЛ» ставит перед собой очень амбициозные задачи. В частности, запланировано существенное увеличение роста добычи углеводородов: до 70 процентов от уровня текущего года. И как раз Тимано-Печоре отводится важная роль в достижении этой цели. Это развивающийся регион, где нефть действительно тяжелая не только по своим физико-химическим свойствам, но и с точки зрения организации разработки. Именно здесь находится Пермокарбоновая залежь Усинского месторождения, уникальнейшая не только для Компании, но и в целом для России. Она эксплуатируется более 30 лет – с 1977 года. Но на ней рано ставить крест: путем множества научных экспериментов и исследований мы нашли ключики к тому, чтобы повысить здесь коэффициент извлечения нефти с сегодняшних восьми процентов до 30. Успешно проходят опытно-промышленные работы и на Яреге, которые дают совершенно новый импульс для развития шахтной добычи нефти. Я имею ввиду и горнопроходческие комбайны, и новые станки для бурения подземных скважин, и изменение принципов бурения. Плюс к тому на Лыаельской площади Ярегского месторождения отрабатывается технология поверхностной добычи нефти.
– Насколько планируется увеличить добычу?
– На Пермокарбоне сейчас мы добываем до полутора миллионов тонн в год. Вполне реально увеличить добычу до трех с половиной миллионов. Ярега дает нам 700 тысяч тонн в год, мы ожидаем в ближайшее время удвоить этот показатель. А в долгосрочной перспективе возможно достичь добычи в три миллиона в год. Но это будет зависеть от маркетингового прогноза и решений правительства страны в части предоставления дополнительных налоговых льгот. Они дали бы нам импульс для разработки Яреги, поскольку вязкая нефть отличается высокой себестоимостью и затратами на добычу. Да и выход светлых нефтепродуктов из нее ниже, чем из легких нефтей. Добавлю, что большие перспективы и у открытого недавно Восточно-Ламбейшорского месторождения.
И еще: когда Компания пришла в Тимано-Печору, ее базовая добыча нефти в регионе не превышала трех миллионов тонн в год. Сегодня же «ЛУКОЙЛ-Коми» – это второе общество «ЛУКОЙЛа» по объему добычи нефти. С Пермью, занимающей третье место, правда, разрыв небольшой.
– Но Вы надеетесь, что он увеличится?
– Я по долгу службы заинтересован в развитии обоих регионов, но все-таки в глубине души больше радуюсь успеху коллег, с которыми работал (улыбается).
– Это, наверное, и есть то самое притяжение Севера. У нас часто говорят, что он затягивает и зовет обратно тех, кто уехал отсюда. Скажите, а Вас не посещают мысли вернуться?
– Я бы Ваш вопрос разделил на две части. Итак, это не первый Север в моей жизни – до Усинска была Западная Сибирь. И я могу сказать искренне, что в северных краях всегда более теплая, уютная и даже домашняя обстановка. Взаимоотношения в маленьких городах и на бытовом уровне, и в трудовых коллективах ближе и роднее. Это как раз и затягивает. Но, с другой стороны, человек устроен так, что ему необходимо постоянно развиваться, идти вперед, решать более масштабные задачи. И эту возможность дает работа в Компании.
ВАЖНО СОХРАНЯТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ
– Мы вспомнили прошлое, поговорили о будущем, а теперь давайте вернемся в настоящее. 2012 год для нашей страны знаковый. Четвертого марта мы будем выбирать президента Российской Федерации. То есть сейчас мы находимся на развилке. Каково Ваше личное мнение, не как вице-президента крупной Компании, а как обычного гражданина, какой путь для страны в современных условиях предпочтительнее?
– Я за стабильность. Она – основа устройства такого большого государства, как Россия. Сейчас в стране непростая ситуация, и макроэкономика пляшет, и на рынках большая волатильность. События на Ближнем Востоке, кризис в Евросоюзе – все это, конечно, в той или иной степени затрагивает нашу страну. Отголоски этих проблем доходят до каждого населенного пункта, из которых состоит Россия. Поэтому, с моей точки зрения, мы должны объединиться для их решения. А это и есть гарантия стабильности внутри государства.
Для меня наиболее ценно то, что когда мы пришли в регион, Усинск был одержим невидимой войной непонятно за что. Каждый руководствовался своими амбициями. Нам же удалось объединить и городские власти, и промышленные предприятия для решения проблем. Все вопросы, которые касались интересов города и региона, мы рассматривали как общие задачи и вместе их решали. Мы никогда не тянули одеяло на себя, хоть масштабы «ЛУКОЙЛ-Коми» и несоизмеримы с масштабами любого другого предприятия в регионе. Для нас всегда приоритетным было не бороться за господство, а сохранить стабильность и добиться результата. Яркий пример тому – выборы 2007 года, на которые единой командой шли и администрация города, и «ЛУКОЙЛ-Коми», и «РН-Северная нефть».
– Вы уже определились, за кого будете голосовать четвертого марта?
– Да, конечно.
– В продолжение разговора: поддержка нефтяниками религиозных общин – это ведь тоже своего рода вклад в стабильность?
– Конечно. Мы всегда продуктивно сотрудничали и с мечетью, и с православным приходом. Валиахмада хазрата Гаязова я до сих пор вспоминаю с теплотой и уважением. А Храм Воскресения Христова считаю жемчужиной Севера, ведь такого красивого и величественного храма нет нигде в Коми. Его появление было поистине знаковым для города событием. Но я убежден, что не само строение (золоченые купола, прекрасная роспись), а Церковь определяет отношение человека к близким, к жизни, к самому себе.
– Раньше на Руси было так: сначала строилась церковь, а вокруг нее уже разрастался населенный пункт. В Усинске порядок был другой. Но, прожив в этом городе всю свою жизнь, я вижу, что храм, появившись, объединил людей. Ведь каждый год в нем становится все больше постоянных прихожан. Некоторые заходят туда из любопытства, чтобы просто увидеть его красоту, и уже не могут в него не вернуться. Да и культура поведения в храме появилась…
– Я бы сказал, что она не появилась, а возродилась. Это все оттого, что люди стали строить храм в своей душе. И если каждый будет идти именно по пути строительства храма в первую очередь в душе, то тогда стабильность будет давать качественное развитие.
НЕФТЯНКА – БЛАГОДАТНАЯ ПОЧВА
– Позвольте задать обобщающий вопрос, касающийся не только «ЛУКОЙЛа» и его дочерних обществ, а всей отрасли в целом. Сейчас много говорят об инновациях и о перспективах применения их в разных отраслях народного хозяйства. Считаете ли Вы, что нефтяная отрасль – это благодатная почва для импульса инновационного развития страны?
– Вокруг нефтяной и газовой иглы ведется много дискуссий. Но по моему личному мнению, раз природа наградила Россию такими уникальными ресурсами, то нельзя говорить ни о самой зависимости, ни о том, что пора уходить от нее. Необходимо инновационно развивать нефтяную и газовую отрасли. А вокруг них должны развиваться и машиностроение, и высокие технологии, и современные методы исследования и т.д.
– Когда в 2007 году Вы переходили на работу в качестве вице –президента Компании, в нашем издании было опубликовано Ваше обращение к жителям Усинска. Там были такие слова: «Говорят, для родителей все дети одинаково дороги. И все же чуть больше своей любви они отдают тем из них, на долю которых выпала нелегкая судьба. Усинск – наше с вами общее дитя – город именно с такой судьбой. Поэтому и любим мы его с вами по –особенному». Если уж до конца проводить эту параллель, то что сегодня Вы пожелали бы своему «любимому ребенку» и жителям всей республики?
– Несомненно, благополучия. И не только семейного, но и благополучия тех предприятий, на которых они работают, городов и поселков, в которых живут. Ведь личное счастье во многом зависит и от этого.
– Спасибо Вам за ответы.
– Удачи Вам и всем жителям региона.
Отправить комментарий