Династий нефтяников становится больше

18 августа 2015 - 16:27

В 1994 году, когда была создана «Северная нефть», в структуру входил всего один цех добычи нефти и газа, обеспечивавший разработку и освоение месторождений, перешедших предприятию «по наследству» от объединения «Коминефть».

Тогда десять из двенадцати участков были законсервированы, а перспективы введённых в разработку Баганского и Южно-Баганского месторождений экспертами ставились под сомнение. Но за небольшой период «Северной нефти» удалось не только нарастить темпы и объёмы добычи, но и заявить о себе как о динамично развивающемся предприятии с далеко идущими планами и перспективами.

Один из тех, кому довелось начинать дело и уверенно идти к цели, – Михаил Алексеевич Савченко, возглавляющий ныне ЦДНГ-1, в структуру которого входят «южные» месторождения – те самые, с которых начиналась «Северная нефть».

– Тогда, в конце девяностых, давали нефть Баганское и Веякошорское месторождения, – вспоминает Михаил Савченко, – велись работы по разбуриванию Салюкинского и Сандивейского, шла разведка на Среднемакарихинском. Моя «нефтяная биография» в «Северной нефти» началась именно с Салюки, а к тому времени, когда назначили заместителем начальника ЦДНГ-1, был знаком уже с каждым из «южных» промыслов.

После Салюки Михаил Алексеевич почти семь лет отработал на Макарихе, затем два года на Веякошоре, в апреле 2009-го стал заместителем начальника ЦДНГ-1, а в 2012-м возглавил цех. Довелось ему потрудиться и в ЦИТС, где собирается информация о работе каждого участка предприятия.

– Поработав на всех пяти месторождениях, где задействован наш цех – оператором по добыче нефти и газа, дежурным мастером, могу с уверенностью сказать, что у каждого из них свои особенности. Они разные по геологии, составу нефтесодержащей жидкости, площади, расположению кустов, рельефу, условиям транспортной доступности и другим характеристикам. И каждая из этих особенностей, так или иначе, сказывается на выполнении производственных задач.

Самое большое по протяжённости, количеству скважин, фонду и объёму добываемого углеводородного сырья – Баганское. По мнению специалистов, Баган ещё не один год будет надёжным источником «чёрного золота». На Веякошорском месторождении разведка велась с 1994 года. Добывающие скважины пробурили быстро, потому как залегание нефтеносного пласта оказалось неглубоким, а фонд оказался хорошим. В 2000 году в эксплуатацию было введено Салюкинское месторождение. Открытое в 1970 году, оно тридцать лет ждало своего часа. Благодаря удобному расположению, быстрому обустройству и развитой инфраструктуре, именно оно в 2001 году стало плацдармом для освоения «Северной нефтью» Вала Гамбурцева. Сандивейское месторождение относится к разряду крупных, на нём действует довольно большой фонд скважин на девяти кустах. Пятым по хронологии освоения и вторым по объёмам добычи и площади (более тридцати километров в длину) в ЦДНГ-1 является Среднемакарихинское месторождение.

Оно и стало полигоном для апробации новых технологий в бурении многозабойных скважин, которые сегодня успешно применены на Осовее (Вал Сорокина) и Хасырее (Вал Гамбурцева). Здесь же, на Макарихе, было применено самое глубокое бурение по предприятию и построены скважины глубиной больше четырёх тысяч метров. Особенность Средней Макарихи в том, что нефть здесь трудноизвлекаемая, добыть её непросто, нужны особые технологии.

Эксплуатационный фонд ЦДНГ-1 продолжает расти, в том числе и на Макарихе. Сейчас там завершается бурение, после чего промысел перейдёт в режим добычи.

– Планы дальнейшего развития касаются и других месторождений, – продолжает М. Савченко, – в этом году на Южном Багане планируется ввести в эксплуатацию три добывающих скважины, одна из них сдана в конце июля.

По мнению начальника цеха, для ещё более эффективного выполнения производственных задач нужно совершенствовать систему транспортной доступности. «Отсыпаны дороги на Салюкинское и Сандивейское месторождения, до Веякошора и Макарихи ездим по «зимнику».

Условия, в которых сегодня живут и работают бригады на промыслах, разительно отличаются от тех, что были раньше. Оборудованы балки повышенной комфортности для проживания дежурной вахты, следить за работой скважин помогает система телеметрии, которая в этом году будет установлена и на Макарихе.

– Современное оборудование предъявляет более высокие требования к знаниям, профессиональной подготовке как ИТР, так и рабочих, – говорит начальник цеха. – Именно поэтому сегодня мы возлагаем особые надежды на молодёжь. Молодого специалиста легче обучить, он быстрее находит «общий язык» с высокотехнологичным оборудованием. Но и опыт ветеранов неоценим. Вот так и работаем – консолидируем знания и мастерство корифеев с задором молодёжи. К кандидатам на трудоустройство предъявляются строгие требования – оценивается опыт, образование, трудовая биография, отзывы с предыдущих мест работы – случайные люди уходят на отборочном этапе.

Чаще всего начинать нефтяникам приходится с первой ступени, а уж при наличии потенциала и желания работать и развиваться, продвижение не заставит себя ждать. М. Савченко окончил вуз по специальности «Эксплуатация и ремонт машинотракторного парка». Семь лет отработал главным инженером на производстве у себя на родине в Белоруссии, два года оператором ДНГ 5 разряда в ОАО «Коминефть». Но несмотря на такой послужной список, в «Северную нефть» был принят оператором 4 разряда и за 16 лет прошёл на предприятии все ступени профессионального роста – от оператора до начальника цеха.

– Такой подход при приёме на работу – самый правильный, – считает Михаил Алексеевич, – фактически, это позволяет исключить текучесть кадров и отсеять людей, которые не смогут стать частью команды. Последний раз у нас уволился работник год назад, да и то в связи с выходом на пенсию. Конечно, полностью избежать ротации кадров невозможно, это естественный процесс. А ЦДНГ-1 – словно кузница кадров, не раз наш цех становился стартовой площадкой в карьере сотрудников: одни ушли на повышение в нашем же предприятии, знание и опыт других применяются в освоении новых северных месторождений «РН – Северная нефть». И это тоже хорошо, значит, производство живёт, даёт людям возможность развивать свой потенциал, расширять профессиональные интересы и горизонты возможностей.

Кстати, когорту молодых специалистов-нефтяников, пришедших на работу в «РН – Северная нефть», пополнил Артур Савченко, старший сын Михаила Алексеевича, окончивший в этом году Усинский филиал УГТУ. Появилась ещё одна династия нефтяников – Савченко.

Агния Караваева, «Наш новый Север»

Отправить комментарий