«Северные ведомости» уже рассказывали, что коллектив ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» нацелен на выполнение серьезной задачи по вовлечению в промышленную разработку месторождений имени Юрия Россихина и Восточно-Сарутаюского с тем, чтобы к 2016 году выйти на максимальные суммарные показатели по добыче нефти на этих промыслах.
Планируемый уровень должен быть обеспечен за счет ввода в эксплуатацию 33 добывающих и 19 нагнетательных скважин. При этом понятно, что нефть нужно будет не только извлечь из недр, но и подвергнуть ее специальной подготовке перед подачей в магистральный трубопровод.
…А дело это, надо сказать, весьма и весьма непростое, в чем на днях и убедился корреспондент «СВ», решив последовательно проследить путь перемещения нефти по технологическим сооружениям ЦПС «Инзырей» вплоть до момента ее поступления на конечный узел учета.
Здесь, на Инзырейском месторождении, несколько лет назад специалистами северного ТПП был в сжатые сроки налажен и успешно апробирован тот процесс, который предстоит внедрить на месторождении имени Россихина, где будет построен новый ЦПС.
СОР ВЫЧИЩАЮТ ГРЕБЕНКИ
Долгому обходу нефтепромысла предшествует разговор с начальником КЦДНГ-1 Константином Антиповым. Он рассказывает, что первый пусковой комплекс ЦПС «Инзырей», проектная производительность которого составляла 312 тысяч тонн нефти в год, был введен в эксплуатацию в ноябре 2006 года. А в августе 2009 года в соответствии с проектом были введены в строй аппараты «Sivalls» в качестве установки предварительного сброса воды (УПСВ) и установки подготовки нефти (УПН), что позволило почти вдвое увеличить производительность комплекса.
Почерпнув эту общую информацию, облачаюсь в теплую спецовку, надеваю каску и защитные очки, и с мастером по подготовке и стабилизации нефти Олегом Севостьяновым мы отправляемся к первой точке протяженного маршрута, то есть на куст скважин № 1.
Там провожатый указывает на небольшое строение:
– В нем находится блок дозирования реагентов. Посредством этого устройства в газонасыщенную нефтесодержащую жидкость, поступающую сюда по герметизированной системе сбора со всех кустов скважин, подается деэмульгатор для улучшения расслоения эмульсии и отделения воды, – поясняет мастер.
Далее, по его словам, продукция добывающих скважин месторождения проходит через блоки гребенок и фильтров, где задерживаются механические примеси – например, твердые частицы горных пород и затвердевшего цемента. Как говорится, на то она и гребенка, чтобы вычищать сор.
ГАЗ СТАНЕТ ТОПЛИВОМ
После прохождения очищающей процедуры смесь направляется на устройство предварительного отбора газа (УПОГ), предназначенное для расслоения потока за счет уменьшения скорости его движения. Кроме того, здесь сглаживается влияние пульсаций давления со сборных коллекторов. УПОГ позволяет отбирать до 98 процентов свободного газа.
Олег Севостьянов знакомит меня со следующим аппаратом – нефтегазовым сепаратором НГС-3, куда частично дегазированная водонефтяная жидкость и отделенный газ поступают раздельными потоками.
– В нем при давлении 6,1 килограмма на квадратный сантиметр происходит дальнейшая сепарация, – говорит он.
С этого горизонтального аппарата нефтесодержащая жидкость попадает в попутные подогреватели, где ее температуру повысят до 55 градусов, а газ пройдет дополнительную очистку, чтобы его можно было использовать в качестве топлива.
– Нагретая жидкость следует на установку предварительного сброса воды, состоящую из двух параллельно работающих аппаратов «Natco», – просвещает меня Севостьянов.
Узнаю от него, что использование одной комплексной установки такого типа для одновременной сепарации нефти, газа и воды обладает рядом существенных преимуществ. Они успешно применяются как для тяжелых нефтей, так и для легких, и даже с высоким содержанием пластовой воды. Каждая такая установка разрабатывается индивидуально, в зависимости от физико-химической композиции обрабатываемой нефти, с тщательным подбором ее тепловой мощности.
Это облегчает труд операторов и повышает стабильность работы оборудования, что особенно важно на отдаленных промыслах. Функционирование установки контролируется автоматической системой управления PLC.
– Конструкция установки отличается несколькими специфическими особенностями, обеспечивающими надежную защиту от коррозии, – говорит мастер по подготовке и стабилизации нефти КЦДНГ № 1. – Так, все внутренние поверхности сосудов имеют эпоксидное покрытие, а те части, которые не могут быть покрыты антикоррозийным составом, сделаны из нержавеющей стали. В УПСВ жаровые трубы никогда не находятся в среде отделившейся свободной воды, а умеренная теплопередача от них обеспечивает равномерный нагрев нефтяной фазы до 65 градусов.
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ВОДЫ
И вот мы с Севостьяновым вслед за водонефтяной эмульсией, невидимо текущей по трубопроводам, наконец, подходим к аппаратам «Sivalls», своим внешним видом сразу же навевающим сравнение с гигантскими самоварами.
В первом их них – установке предварительного сброса воды – продолжается нагрев эмульсии до 73 градусов и осуществляется сброс выделившейся пластовой воды.
Пройдя через этот аппарат, обезвоженная нефть поступает в установку подготовки нефти, и в ней происходит обессоливание продукции за счет смешения ее с подогретой до 54 градусов пресной водой, подаваемой в количестве пяти процентов от подготавливаемого объема. Отделенная вода, в которой содержатся растворенные соли, сбрасывается в резервуар. Для улучшения растворения воды на вход в УПН вносится дополнительное количество деэмульгатора.
– Но и это еще не все, – с улыбкой сообщает мне Олег. – Теперь нефть закачают в технологический резервуар, где ее будут выдерживать определенное время, не менее двух суток. За этот период происходят процессы коагуляции: более крупные и тяжелые, нежели нефть, капли влаги под действием гравитации оседают на дно и скапливаются в виде слоя подтоварной воды.
Из этой огромной емкости отстоявшаяся нефть через задвижки поступает в соседний резервуар товарной нефти. Лишь потом ее направят в насосную внешней перекачки и через узел учета подадут в межпромысловый нефтепровод, добавив противотурбулентную присадку.
…Стоит заметить, что мне потребовалось несколько часов, чтобы с помощью опытного нефтяника составить хотя бы общее представление о функциональных нагрузках, которые несет то или иное оборудование.
Кстати, Севостьянов «утешил» меня тем, что столько же долго можно рассказывать о подготовке пластовой воды и топливного газа, чем также занимаются на ЦПС. Как-нибудь при случае мы поговорим и об этом, а пока обмениваемся рукопожатиями, и каждый отправляется по своим делам.
ГЛАВНЫМИ ОСТАЮТСЯ ЛЮДИ
Без современного оборудования и передовых технологий, как мы с вами только что убедились, в нефтедобывающей отрасли и шагу не ступишь. И все-таки они оставались бы бесполезным скоплением громоздких железных конструкций, если бы они не были сцементированы в единое целое и приведены в движение интеллектом, волей, энергией людей.
Именно они, их знания, опыт, профессиональные навыки и являются главным достоянием, которым гордится северное ТПП. Недавно коллектив ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» торжественно проводил на пенсию Сергея Рубца, который на протяжении многих лет возглавлял группу подготовки нефти и внес весомый вклад в создание ЦПС на Инзырейском и Тэдинском месторождениях. Руководителями предприятия, коллегами было сказано много добрых и уважительных слов в адрес этого человека. А он, в свою очередь, особо подчеркнул, что уходит на заслуженный отдых со спокойной душой.
– Инженерам и рабочим, которые занимаются на нашем предприятии подготовкой нефти, по плечу самые сложные задачи, – сказал Сергей Дмитриевич. – Уверен, что передаю трудовую эстафету в надежные руки.
Отправить комментарий