Бессолевая диета

16 октября 2015 - 13:58

Ценность «черного золота» зависит не от его товарного вида, а от химического состава. Определить количество примесей и воды на глаз невозможно, ведь в нефти может содержаться более половины элементов таблицы Менделеева. Поэтому я и отправилась в центральную комплексную лабораторию постигать азы профессии лаборанта.

В белом халате

На пороге физико-химической лаборатории УПН «Уса» меня встретила ее начальник Наталья Орехова. Первым делом она рассказала о правилах техники безопасности, затем вручила спецодежду (халат, перчатки, очки) и отвела в святая святых – царство химреагентов и лакмусовых бумажек.

Перед моим взором предстал чистый светлый кабинет со стойками, на которых ровными рядами расположились пробирки, колбы и стаканы. Место напомнило мне кухню. Здесь даже есть миксеры, только используются они не для взбивания теста, а для смешивания нефти, воды и химических жидкостей, название которых сродни скороговорке.

Возле одного из таких миксеров стояла дама в защитных очках. Это была лаборант Мария Федик – моя наставница.

– На болтовню времени нет, – сказала, улыбнувшись, Мария Петровна. – У нас весь день распланирован. Пойдем, введу в курс дела.

Так всего за несколько минут из корреспондента я превратилась в лаборанта, точнее, в стажера. Каждому новичку, перед тем как приступить к выполнению должностных обязанностей, необходимо ознакомиться с инструкциями по охране труда и изучить специфику профессии. Через две недели – проверка знаний. И только после успешного прохождения своеобразного экзамена «зеленые» специалисты допускаются к работе. Первое время им разрешают проводить только самые простые анализы. По мере накопления опыта задачи усложняются.

Бутылочка нефти

Не успела я приступить к работе, как на пороге появился гонец с бутылкой свежей, еще теплой нефти. Операторы товарные каждые два часа приносят в лабораторию пробу нефти для исследований.

Прежде чем проводить анализы, емкость с «черным золотом» необходимо хорошенько взболтать.

– Мы всегда трясем ручками, так надо, – объяснила мне Мария Петровна.

– А долго?

– 10 минут! Попробовать хочешь?

– Конечно, хочу! Иначе зачем я здесь?!

Полная энтузиазма, я активно начала трясти бутылку, представляя себя барменом с шейкером в руках.

Емкость с нефтью доверили открыть мне. После откупоривания крышки в нос сразу ударил едкий запах, видимо, коктейль не удался.

– Деньги не пахнут! – быстро определив мою реакцию, прокомментировала наставница.

И то верно!

Час икс

Последний раз я проводила эксперименты с неизвестными веществами в школе на уроках химии. Помню, как без ведома учителя мы с одноклассниками смешали все, что было в пробирках. В результате получилась салатовая жидкость, которая через секунду свернулась и стала переливаться через край. В лаборатории поступить подобным образом мне не позволили.

Вместо этого мне поручили провести самое простое исследование, конечно, под полным контролем моей наставницы Марии Федик.

Предстояло определить массовую концентрацию хлористых солей. Для проведения одного анализа потребовалось 100 мл нефти, 100 мл горячей дистиллированной воды и 100 мл растворителя. Разлив необходимые жидкости по пробиркам, мы приступили к смешиванию. В делительную воронку налили воды, добавили нефть, растворитель и на 10 минут включили миксер. После всех этих несложных процедур пришлось подождать еще столько же, чтобы дистиллированная вода отслоилась и мы смогли слить ее в конические колбы. В склянку добавили индикатор и раствор азотной кислоты, а затем с помощью азотнокислой ртути титровали полученный раствор до слабосиреневого цвета (я предупреждала про скороговорку!).

На основании результатов Мария Петровна по специальным формулам вычислила массу хлористых солей. Так как цифры ничего мне не сказали, наставница объяснила проще: «Все хорошо».

С задачей я, однозначно, справилась. Ничего не пролила, не разбила, не напутала. Видимо, навыки, приобретенные на моей кухне, пригодились и в лаборатории.

В четыре руки

В общей сложности на один анализ мы потратили порядка 40 минут. В течение одиннадцатичасовой смены специалисты проводят не меньше 13 различных исследований. Некоторые из них растягиваются на несколько дней.

Трудовой день у специалистов лаборатории достаточно загруженный. Они работают ежедневно в две смены по два человека. Во время пятнадцатиминутной пересменки рассказывают друг другу о том, какие исследования проводились и какие задачи стоят перед вновь прибывшими.

Проведение анализов – не единственное, чем занимаются лаборанты. У них немало и бумажной работы. Все результаты заносятся в журнал, специалисты составляют отчеты о проведенных исследованиях и протоколы.

Сотрудники лаборатории в 24.00 снимают все показания за сутки, составляют паспорт качества нефти и отправляют данные в ЦТСН. На основании результатов, полученных при помощи математических расчетов, определяется масса чистой нефти (нетто). Эта информация используется при передаче «черного золота» на транспортировку.

Работа в лаборатории предполагает постоянное взаимодействие с химическими реагентами, сотрудники должны быть предельно сконцентрированы и внимательны. Несмотря на всю серьезность, в коллективе царит дружеская атмосфера, так что и меня, новичка, приняли с распростертыми объятиями. За один день я не только изучила основы работы в лаборатории, но и зарядилась позитивом на несколько недель вперед.

Наталья Топорова, «Северные ведомости»

Отправить комментарий