Трубопроводный – наиболее экономичный и экологически предпочтительный вид транспорта нефти. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с водным и железнодорожным и основан на принципе непрерывного действия. При должном подходе и правильно организованной работе нефте- и газопроводы способны обеспечивать минимальные потери перекачиваемых продуктов, а в идеале и вовсе исключать их.
Эта же задача является приоритетной и в деятельности «РН – Северная нефть», и в первую очередь – сотрудников управления и цеха эксплуатации трубопроводов, отвечающих за содержание, надёжность, бесперебойность действующих, а также за инжиниринг новых сооружений. Как построена эта работа на предприятии, что делается для обеспечения безопасности трубопроводного транспорта, рассказывает начальник управления эксплуатации трубопроводов «РН – Северная нефть» Владимир Анищенко.
– Современная система трубопроводов «РН – Северная нефть» – это развивающийся комплекс, растущий по мере расширения производства, пополняющийся новыми объектами, имеющий перспективы для дальнейшего роста, внедрения новых технологий, инициаторами и отчасти соавторами которых являются и наши сотрудники, – говорит В. Анищенко. – Каждый год система пополняется новыми объектами, десятками, сотнями километров трубопроводов различного технологического назначения. К примеру, в 2014 году было введено в эксплуатацию Осовейское месторождение, построен межпромысловый напорный нефтепровод длиной 27 километров, который связал Осовей с Хасыреем. Общая же протяжённость введённых в эксплуатацию трубопроводов различного назначения в 2014 году составила 46 километров.
В 2015-м в трубопроводную сеть добавилась 104-километровая «нитка» от УПН «Лабаган» до ДНС «Нядейю», а общее количество введённых в эксплуатацию трубопроводов различного технологического назначения составило 110 километров.
В итоге сегодня трубопроводная система «РН – Северная нефть» насчитывает 1071 километр «серебряных артерий», включает межпромысловые и внутрипромысловые нефтепроводы, водоводы низкого и высокого давления, газопроводы. Дальнейшее продвижение на север с выходом на Наул эту сеть ещё расширит – будут сданы в эксплуатацию 20-километровый межпромысловый напорный нефтепровод от Наульского до Лабаганского месторождения, а также свыше восьми километров внутрипромысловых (нефтесборных) трубопроводов, необходимых для жизнедеятельности Наульского месторождения.
Обеспечить облуживание, безаварийную эксплуатацию и оперативное решение производственных вопросов, касающихся этих северных месторождений, планируется силами третьего участка эксплуатации (УЭТ-3) цеха эксплуатации трубопроводов (ЦЭТ), который будет обеспечен обособленной инфраструктурой, оборудованием, техникой – всем необходимым для полноценного содержания и обслуживания трубопроводной системы.
Коллектив ЦЭТ отличается стабильностью кадрового состава. В цехе трудятся работники, которых можно отнести к ветеранам трубопроводного транспорта «РН – Северная нефть». Это В. Е. Райляну, И. Л. Бочаров, А. С. Середюк, И. В. Хохлов. Есть и перспективная молодёжь, недавние выпускники вузов – В. С. Канев, А. В. Вячеславов. Все они дорожат своей работой, понимают её значимость, получают за вложенный труд достойную заработную плату, а главное – стремятся к познанию нового и совершенствованию своих навыков. Поэтому и кадровой проблемы у нас нет. Более того, многие хотят попасть на работу именно в ЦЭТ.
Следует отметить и аппарат управления эксплуатации трубопроводов.
Плечом к плечу трудятся «ветераны» управления С. Н. Колобов, Н. С. Суховерхий, А. В. Лобик и молодёжь – выпускники Усинского филиала УГТУ К. Д. Мусаев и Н. В. Харбандариди, ребята «лёгкие на подъём», энергичные, активные. Они начинали свою трудовую деятельность с операторов по добыче нефти и газа, сегодня же – молодые специалисты отдела эксплуатации трубопроводов и отдела инжиниринга и надёжности трубопроводов, и продолжают набираться опыта. Мусаев Камель, кстати, стал автором проекта по применению новой технологии устройств камер пуска-приёма при очистке и диагностике трубопроводов, которые значительно упростят выполнение технической части операций. Идея хорошая как с технической, так и с экономической точки зрения, её оценили на уровне «Роснефти» и рекомендовали к внедрению. Осталось только реализовать. Надеюсь увидеть практическое воплощение данного проекта не только в «РН – Северная нефть», но и в других дочерних обществах Компании.
– Владимир Михайлович, вопросами трубопроводного транспорта вы занимаетесь…
– Уже почти двадцать лет. Если точнее, то с 1997 года, когда на Северном Возее создали цех эксплуатации трубопроводов. Начинал мастером. Через три года, в августе 2000-го, устроился в «Северную нефть», где на тот момент сложилась довольно интересная ситуация: трубопроводный транспорт был, а специального структурного подразделения, которое бы занималось его обслуживанием, – нет. Хотелось бы отдать должное заслугам А. М. Ускова, В. Д. Светлакова, В. В. Короеда, Н. Е. Петрова, которые, будучи профессионалами с большой буквы, внесли огромный вклад в становление службы эксплуатации трубопроводов. Тогда-то, в начале 2000-х, в цехе добычи нефти и газа и образовалась бригада аварийно-восстановительных работ из двух мастеров и восьми слесарей по ремонту технологических установок. Занимались обвязкой скважин и трубопроводов после выхода из бурения, обслуживали трубопропроводы, меняли задвижки, устраняли дефекты, вводили в эксплуатацию новые трубопроводы после строительства. Как раз на тот период пришлось строительство и пуск в эксплуатацию месторождений Вала Гамбурцева.
С тех десяти человек, собственно, и началось формирование коллектива, который сегодня занимается всеми вопросами обслуживания трубопроводной сети на профессиональной основе. Приятно, что многие до сих пор продолжают трудиться в «РН – Северная нефть», делятся знаниями и опытом с молодёжью.
В 2003 году бригада стала отдельной структурной единицей – участком эксплуатации трубопроводов, а ещё через три года был организован цех эксплуатации трубопроводов (ЦЭТ) с расширенной структурой. Врезки камер пуска-приёма, очистка трубопроводов от мехпримесей, ингибирование трубопроводов – всё это началось именно в тот период. Тогда же в структуре предприятия появилось управление эксплуатации трубопроводов. Так что 2016 год для нас юбилейный – 10 лет как в «РН – Северная нефть» существуют цех и управление эксплуатации нефтепроводов.
Комплексные работы в сфере трубопроводного транспорта и обеспечения его безопасности развернулись в 2005-2007 годах, когда «Северная нефть» уже была в составе НК «Роснефть». Надёжность и бесперебойность транспортировки углеводородов Компания изначально поставила во главу угла и в это направление вкладывались немалые средства. Как раз тогда нами было приобретено уникальное по своим функциям оборудование, позволяющее производить ремонт трубопровода, подключать новые объекты, менять целые участки без остановки перекачки нефти. До недавнего времени оборудование T.D. Williamson для врезок и перекрытий трубопроводов было в единственном экземпляре и находилось на базе ЦЭТ на Головных сооружениях. В случае необходимости его доставляли на участки, где проводились ремонтные работы. Однако переброска его была делом затратным и проблематичным. Теперь обслуживание трубопроводной системы на «северной группе» месторождений идёт оперативнее – на Хасырее есть свой комплект оборудования, более того, линейка его расширена, и производить ремонт теперь можно на трубах диаметром от 150 до 530 миллиметров.
– В числе первостепенных задач, стоящих перед нефтяниками, во все годы было и остаётся обеспечение безопасности, надёжности трубопроводов, продление их срока службы. Каким образом это решается сейчас?
– Предусмотрен целый комплекс мер – от экспертизы промышленной безопасности и внутритрубной диагностики до мониторинга коррозионных процессов, ингибирования, проведения капитального ремонта и реконструкции трубопроводов. Сейчас на уровне Компании введено требование, согласно которому ещё на стадии строительства трубопроводов и их приёмки в эксплуатацию необходимо произвести предпусковую внутритрубную диагностику. Эта мера позволяет проверить, не нарушена ли технология сварки, не появились ли в ходе строительства вмятины, задиры, гофры и др., выявить дефекты трубной продукции, допущенные заводом-изготовителем. Для проведения предпусковой внутритрубной диагностики (ППВТД) производится глубокая очистка внутренней полости трубопровода, что позволяет провести качественное обследование и обеспечить запуск трубопровода в работу без каких-либо сбоев.
Что касается действующих трубопроводов, то работы на них ведутся согласно утверждённому плану-графику с установленной периодичностью. Производится мониторинг коррозии, что позволяет отслеживать изменения, происходящие в трубе, и выбирать оптимальный сценарий обслуживания и защиты.
Объективная реальность такова, что по мере эксплуатации месторождений реалогические свойства нефти меняются, на одних увеличивается обводнённость, на других проявляется сероводород, определённые проблемы доставляют бактерии. Все эти факторы приводят к коррозии труб, а она самым негативным образом сказывается на их состоянии.
Для каждой из коррозийных проблем есть свои решения, проверенные временем и опытом. Технология ингибирования давно проработана и успешно применяется, однако она очень затратная. Поэтому в дальнейшем рассматриваем возможность реконструкции с использованием труб с силикатно-эмалевым покрытием, устойчивым к агрессивным средам. Благодаря применению труб с внутренним антикоррозионным покрытием удастся значительно увеличить срок службы трубопроводов.
Кроме диагностики проводится экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов, к которым относятся и трубопроводы. После её осуществления, а также на основе проведённой внутритрубной диагностики анализируется состояние системы и принимаются меры по устранению выявленных дефектов – ремонт, вырезка и замена дефектного участка, реконструкция, капитальный или же текущий ремонт… В каждом случае выбирается оптимальный вид работ. В прошлом году в результате диагностики был реконструирован участок протяжённостью 2,5 километра на Салюкинском месторождении. В этом году намечена реконструкция ещё двух участков – 8,1 км и 4,7 км на Хасырее.
На протяжении нескольких лет в «РН – Северная нефть» действует нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) по ликвидации и локализации аварийных разливов нефти. Его работники проходят необходимое обучение и аттестацию, участвуют в тактических и практических учениях, обеспечены техникой, средствами индивидуальной защиты и современным оборудованием. На протяжении всей трубопроводной системы – от Головных сооружений до самых северных месторождений – размещены посты по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), персонал НАСФ регулярно проходит обучение и переаттестацию по проведению аварийно-спасательных работ, оттачивает мастерство.
Предпринимается весь комплекс мер для обеспечения безопасности и надёжности трубопроводного транспорта. Более того, всегда стараемся действовать на опережение.
Эффективность работы коллектива «РН – Северная нефть» неоднократно отмечалась на уровне НК «Роснефть», предприятие четыре года подряд становилось лучшим по итогам смотров-конкурсов среди нефтедобывающих дочерних обществ НК «Роснефть» в области промышленной безопасности и охраны труда. И в этом немалая заслуга сотрудников, отвечающих за эксплуатацию трубопроводов. Нам есть чем гордиться, но и есть к чему стремиться, чтобы «серебряные нити», протянувшиеся от Головных сооружений до Вала Сорокина в НАО, служили надёжно долгие годы.
Отправить комментарий