Есть бурение – будет и добыча. Эта связь понятна всем, кто знает о процессах добычи углеводородов. Профессионалы же усматривают в этой сцепке большее – не только обеспечение объёмов, но и развитие ресурсной базы, перспективы на годы вперёд.
– Нефтяное предприятие – это сложнейший организм, – говорит начальник отдела технологий бурения и реконструкции скважин «РН – Северная нефть», дочернего общества НК «Роснефть», Иван Солодухин. – В процессе производства задействованы мастера самых разных профессий, здесь каждый участок – звено одной цепи, без которого её цельность недостижима.
После сдачи в эксплуатацию скважины начинается процесс добычи. А до этого идёт кропотливая, сложная работа множества специалистов – от геологов и маркшейдеров до буровиков, транспортников, компьютерщиков и экономистов. И стоит хотя бы на одном этапе допустить просчёт, насмарку пойдёт весь труд.
Бурение – одно из важнейших звеньев производственной цепочки. Что такое растущие объёмы проходки, строительство и сдача в эксплуатацию новых скважин, реконструкция действующих с целью повышения дебита? Это не только показатели работы сотрудников блока бурения и подрядных организаций, это факторы, обеспечивающие будущее предприятия. О перспективах «РН – Северная нефть» говорят продолжающиеся работы на Осовее, разбуривание Лабаганского месторождения, подготовка к выходу на Наул…
Иван Солодухин относится к числу специалистов, которые не боятся брать на себя ответственность, ставят цель и добиваются желаемого. Афоризм «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом» – как раз про него. Но и продолжение фразы – «…плох тот генерал, который, став генералом, перестаёт быть солдатом» – о нём же. Полученные знания, опыт полевых работ и технологического сопровождения процесса бурения помогают Ивану сегодня справляться с поставленными задачами.
– Желание работать в бурении нефтяных скважин было осознанным, – рассказывает И. Солодухин. – Воркута, где родился и вырос, считается городом шахтёров, тем не менее, и там действовали разведочные экспедиции на нефть. Образ нефтяника, покорителя недр был воплощением мечты о настоящей мужской профессии! Так что после окончания школы с друзьями по волейбольной команде подал документы в Ухтинский государственный технический университет на специальность «Бурение нефтяных и газовых скважин». Конкурс на бюджетные места был огромный, выдержали его единицы. Поступить на дневное отделение не удалось, но отчаиваться не стал, сдал экзамены на заочное. И не пожалел.
УГТУ не зря всегда был и до сих пор остаётся ведущим техническим университетом, профильным для нефтегазовой отрасли. К подготовке специалистов здесь относятся серьёзно, дабы не краснеть потом за выпускников. Сдать экзамен на «хорошо» было непросто, зато полученный в итоге диплом – сродни знаку качества.
Благодарен вузу за науку. А о том, что учился на заочном отделении не только не пожалел, но и порадовался: учиться и одновременно работать по выбранной специальности было полезно, теория и практика шли вместе, подкрепляя друг друга.
Профессию начинал осваивать помощником бурильщика в «Интанефти». Романтические представления о работе буровика развеялись в первый же день, когда меня поставили верховым – рабочим, который находится на специальной площадке на самом верху буровой установки, и вручную подставляет трубы (колонны). Курс молодого бойца получился ускоренным. Было страшновато, но быстро втянулся. Через год стал работать вахтами в Усинске, где предложили работу по специальности с перспективой роста. Два года трудился на буровой, в поле, а потом, когда уже готовился к защите диплома в УГТУ, перешёл в центральную инженерно-технологическую службу, где за три года дорос до заместителя начальника проекта. Курировал работу трёх буровых бригад, которые базировались на участке между Усинском, Печорой и Ухтой, и перебрасывались на разные объекты в зависимости от потребностей заказчиков. Тогда же приобрёл опыт договорной и тендерной работы, взаимодействия с подрядчиками, управления персоналом. Параллельно занимался самообразованием в области технологий бурения.
К тому времени, как в 2012 году Иван устроился в «РН – Северная нефть», он уже имел хорошую теоретическую и практическую базу для работы ведущим инженером в технологическом отделе службы заказчика по бурению.
– На момент приёма был единственным сотрудником отдела, – вспоминает Иван. – Заниматься пришлось всем, что касается бурового сервиса. Бурение скважин на нефть и газ – сложный технологический процесс. Состоит он из нескольких последовательных операций. Сначала порода разрушается буровыми долотами, забой скважин очищается от выбуренной породы потоками непрерывно циркулирующей промывочной жидкости (бурового раствора), реже – газообразным рабочим агентом. Скважины углубляют, разрушая забой по всей площади до заданной глубины. И то, каким будет бурение – вертикальным, горизонтальным или наклонно-направленным, зависит от множества условий, продиктованных геологическими и другими особенностями участка и прописанных геологами в техническом задании. Задачи у нашего отдела масштабные. Здесь всё, что касается сервиса, подбора, апробирования и внедрения оборудования и новых технологий, расследования разного рода осложнений, технологического и технического контроля процесса бурения и выполнения подрядчиками договорных обязательств.
Через несколько месяцев после трудоустройства И. Солодухина по ходатайству руководства «РН – Северная нефть» пригласили на собеседование в департамент бурения скважинных технологий и супервайзинга ОАО «НК «Роснефть», где его кандидатура была согласована на должность заместителя начальника службы по технологии – начальника технологического отдела службы заказчика по бурению «РН – Северная нефть». В 2014-м все нефтедобывающие дочерние общества «Роснефти» перешли на раздельный сервис, в связи с этим в 2015-м произошла реструктуризация блока бурения, было создано управление технологий и инжиниринга бурения и реконструкции скважин, в состав которого и вошёл возглавляемый И. Солодухиным отдел технологий бурения и реконструкции скважин.
– Прошедшие четыре года были насыщены интересной работой, – считает Иван, – довелось поучаствовать в строительстве эксплуатационной многоствольной скважины 5-го уровня сложности заканчивания по классификации TAML. Удалось доказать целесообразность оснащения действующих на Осовее и Лабагане буровых установок силовым верхним приводом, что обеспечило возможность бурения скважин со сложной траекторией прохождения пласта и выполнить поставленные геологические задачи. В прошлом году на месторождениях, где строятся горизонтальные скважины, конструкцию низа бурильной колонны оснастили скважинным осциллятором. Это устройство позволяет снизить коэффициент трения бурильной колонны о стенки скважины, довести нагрузку до долота и увеличить механическую скорость бурения.
Приятно работать в коллективе, где есть возможность расти профессионально, видеть перспективы, воплощение своих идей и предложений, идущих на благо производства.
Отправить комментарий