Тепло, идущее на пользу

19 апреля 2012 - 13:20

На что всегда обращаешь внимание при очередном посещении давно знакомых мест? Разумеется, прежде всего бросается в глаза или появление каких-либо новых элементов и деталей, или исчезновение чего-то привычного.

Вот так во время недавней поездки на Тэдинское месторождение, разработкой которого занимается ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», я невольно отметил, что из бытовых помещений административных и жилых корпусов КЦДНГ № 2 убраны почти все электрические водонагревательные приборы, а немногие оставшиеся попросту отключены. Проверив, убедился, что при этом горячая вода из кранов в умывальных комнатах и душевых течет вполне исправно. Объяснение нашлось чуть позже.

Подходящий случай представился, когда наведался к специалистам энергокомплекса, который является предметом особой гордости всего северного ТПП. Напомню, что с момента ввода энергокомплекса в эксплуатацию в 2010 году удалось обеспечить выполнение важнейшей задачи, предусматривающей доведение уровня использования попутного газа на Тэдинском месторождении до 95 процентов.

С инженером ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосети» Ромасом Закутаускасом обходим просторное здание общей площадью свыше 700 квадратных метров. В главном машинном зале, вмещающем три турбогенераторных установки Solar Centaur GS40 мощностью по 3,5 мегаватта каждая, намереваюсь сделать несколько снимков.

Увидев это, инженер делает предостерегающий жест: здесь стоят чувствительные датчики, которые отреагируют на фотовспышку включением противоаварийных систем. Послушно зачехляю свой «Canon», и стараюсь вникнуть в комментарии, касающиеся технологии рационального использования попутного нефтяного газа.

Прежде, чем он попадает в камеры сгорания турбин (туда же под высоким давлением подается сжатый воздух), его еще необходимо довести до потребных кондиций. Поэтому газ с достаточно высоким содержанием сероводорода (около 1,22 грамма на кубометр) сначала проходит через сепараторы и фильтры, удаляющие примеси.

Затем на станции, оснащенной винтовыми компрессорами «Grasso», его подвергают сжатию и нагреву, пропускают через ресивер для удаления конденсата и сглаживания скачков давления. Лишь потом должным образом подготовленный газ становится главным компонентом топливовоздушной смеси, при сгорании которой струя раскаленного газа и вращает лопатки турбины.

…Ромаса Закутаускаса я знаю давно. В лукойловских структурах он трудится с 2001 года, а познакомились мы лет пять назад на Инзырейском месторождении, где он тогда работал инженером службы контроля и сопровождения энергообеспечения. До того, как на Инзырей с Харьяги была протянута линия электропередач мощностью 35 киловольт, ему приходилось иметь дело с дизельными и газопоршневыми генераторами разных типов. По отзывам его коллег, изучил он все эти агрегаты досконально и умеет «оживить» любой из них.

Наверно, благодаря большому опыту, Ромасу Болевичу и удается рассказывать о сложных вещах доступным языком. Поэтому прошу объяснить, за счет чего удалось отказаться от электрических водонагревателей.

И узнаю, что энергокомплекс на Тэдинке полноценно эксплуатируется в когенерационном режиме, то есть производит не только электричество, но и тепловую энергию для обеспечения установок обезвоживания нефти, систем отопления и горячего водоснабжения всех объектов нефтепромысла. Схема распределения тепла была доведена до логического завершения в конце прошлого года, но те или иные усовершенствования в нее вносятся и по сию пору.

Как выглядит схема? Основная работа, которую производит сгорающий газ, – вращение турбогенераторов. А продукты сгорания (их температура составляет около полутысячи градусов) выводятся через выхлопные тракты и диффузоры турбин на три теплообменных утилизатора УТО-6,8. Номинальная мощность каждого из них достигает 6,8 мегаватта.

Кстати, газотурбинные установки способны отдать в два раза больше тепловой энергии, нежели поршневые агрегаты аналогичной мощности, и не воспользоваться этим было бы расточительством. Судите сами: из одного кубометра газа вырабатывается около 3 кВт электричества и почти 6 кВт тепла.

Это создало возможность для того, чтобы на Тэдинке была выведена в консервацию котельная ВК-21 (два агрегата) мощностью 3,4 Гкал. Она стала попросту ненужна. Но даже без учета высвобождения этих агрегатов, по словам главного энергетика «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаза» Александра Дружкова, экономический эффект от когенерации на Тэдинке весьма ощутим. В прошлом году там получено около 20 тысяч гигакалорий тепла, которое отнюдь не было пущено на ветер.

А еще Александр Владимирович дал высокую оценку профессионализму специалистов, работающих на энергокомплексе. Он отметил очень ответственное отношение к порученному делу работающего на Тэдинке инженера ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Сергея Сполохова, представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосети» Максима Харина и уже знакомого читателям Ромаса Закутаускаса, которому в апреле, кстати, исполнилось 50 лет. Так что принимайте поздравления со славным юбилеем, отличный специалист и хороший человек!

На снимках автора: энергокомплекс на Тэдинке; Р. Закутаускас

Отправить комментарий