Будущее – за «тяжелой» нефтью

22 марта 2013 - 14:19

Мировые запасы «черного золота» с особыми свойствами уже сегодня значительно превышают резервы «легкого», то есть легкоизвлекаемого. И Россия тому не исключение: значительную часть запасов здесь составляет «тяжелая», и, в частности, высоковязкая нефть.

На Усинском месторождении она добывается при помощи паротеплового воздействия. В этом беспрерывном процессе нагнетания пара в пласт не допустим простой парогенераторов – об этом знает каждый специалист ЦПТВ ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».

НА КОНТРОЛЕ

…Исправное оборудование – это выполненный план, безопасное производство, ну, и премия по итогам месяца. Старший механик цеха паротеплового воздействия на пласт Александр Семушкин ведет четкий контроль за работой и своевременностью проведения ремонтов оборудования. Это один из тех работников, на которых держится производство: в его ведении находятся пять мобильных и 23 стационарные парогенераторные установки, порядка 300 единиц насосно-компрессорного оборудования. Капитальный ремонт планируется на год вперед, поэтому главная забота старшего механика – предвидеть, что может выйти из строя раньше, и заменить оборудование или заблаговременно произвести текущий ремонт.

– Также в мои обязанности входит проверка состояния рабочих мест, исправности машин, оборудования, приспособлений и инструментов, – говорит Александр Владимирович. – Всегда на первом месте – безопасность, нужно следить за наличием и исправным состоянием средств защиты, оградительных и предохранительных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации, за бесперебойной работой вентиляционных систем и установок. Ну и стараемся максимально сократить сроки по устранению выявленных нарушений, недостатков.

КАК НА ПОЖАР

Нефть высокой вязкости можно назвать «капризной», если судить по скорости реагирования персонала ЦПТВ на отказ оборудования. Под воздействием высоких температур нефть в пласте становится более текучей и легче вытесняется в забойную зону добывающей скважины. Если, например, один из стационарных парогенераторов перестанет нагнетать в нефтеносный пласт положенные 20 тонн теплоносителя в час, у нескольких добывающих скважин может значительно сократиться суточный дебит.

Что касается мобильных парогенераторных установок (МПГ), то тут скорость реагирования на неполадки измеряется минутами. МПГ применяются в основном для пароциклических обработок призабойных зон, устанавливаются на одной скважине и работают без резерва. Если смоделировать гипотетическую ситуацию поломки такой установки, то получим около 10 тонн недозакачки теплоносителя в пласт за час. А уже через два часа, в зимний период, возобновить работу парогенератора будет практически невозможно. Поэтому слесари ЦПТВ подготовлены к нештатной ситуации на уровне пожарной бригады.

Кстати, в скором времени в помощь тепловикам будет налажена система телеметрии. МПУ состоит из парогенератора, систем управления, очистки воды и сигнализации. При полной автоматизации процесса постоянное присутствие обслуживающего персонала не требуется, а мониторинг и управление будут осуществляться удаленным доступом при помощи компьютера в полевом офисе.

ПО НАСЛЕДСТВУ

Гигантское Усинское месторождение введено в разработку в 1973 году, но залежь «тяжелой» нефти и сейчас можно назвать относительно молодой, если оценивать по количеству запасов. Разработка уникального месторождения могла бы проходить существенно быстрее, если бы технология паротеплового воздействия применялась изначально. Однако на первом этапе нефтесодержащая жидкость извлекалась при помощи закачки технической воды. К концу 90-х этот метод привел к обводнению пластов и низким дебитам, в связи с чем было решено применить канадскую технологию закачки перегретого влажного пара с сухостью 75%.

Александр Семушкин тогда только начинал свою трудовую деятельность слесарем и вспоминает, что опытно-промышленные работы выдали успешный результат. Его заинтересовали этот процесс, новое оборудование, современные технологии. Возможно, это сыграло определенную роль в его дальнейшем трудовом пути.

Позже Александр Владимирович окончил Вятский государственный университет, получив специальность инженера-теплотехника. А выбор работы в нефтяной промышленности был предопределен наследственным образом. Его отец работал заместителем начальника цеха поддержания пластового давления на нефтяных залежах в «Коминефти». Брат работает машинистом ППД на Харьяге, как и когда-то мама под руководством отца.

– Теплоэнергетические установки мне было интересней изучать, чем просто механику, – вспоминает А. Семушкин. – Нужно хорошо знать термодинамику, есть свои нюансы. Оборудование у нас уникальное, можно сказать, единственное в России, температурный режим достигает 350 градусов при давлении в 175 килограммов на квадратный сантиметр. Механика – вообще сложная наука, но я не привык искать легких путей, люблю постигать новое.

Справляться с любыми задачами Александр Семушкин научился еще в армии. Он служил в разведбатальоне, в одной из горячих точек, привык постоянно держать руку на пульсе. Внимательность, сдержанность, терпение – черты характера, которые когда-то помогали при выполнении боевых задач, стали залогом успеха в его нынешней работе.

– Когда отслужил, я для себя отметил, что время в армии прошло не зря, и испытывал гордость, что мы защищали не только свою Родину, но и своих близких, – говорит Александр Семушкин. – У каждого была своя задача, но, в целом, мы были связаны общим важным делом. Сейчас в моей жизни точно так же: каждый в цеху занимается своей работой, но приносит пользу всему коллективу. Взаимовыручка в цехе паротеплового воздействия на первом месте, поэтому у нас – лучший коллектив!

Илья Григорьев, «Северные ведомости»

Отправить комментарий